Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

У каждого есть ...

32458098Вопрос: Отец Павел, в трудах Святых Отцов заповеди блаженств часто рассматриваются как ступени восхождения. Но как смотреть на это с точки зрения антропологии? Каждая ступень имеет свой дюнамис, энергию и энтелехию? Тогда получается, что каждая ступень – эссенциальная модель. Заканчивается одна, начинается другая. В молитве эти степени как-то более понятны. А вот в заповедях блаженств нет. Как они все вместе выстраиваются в энергийную модель? Ведь чтобы начаться следующей ступени, должна как-то исчерпать себя предыдущая. Одна касается «плачущих», другая «кротких», третья «алчущих»… Вопрос возник потому, что в этих заповедях блаженств заключается собственно вся наша жизнь от момента Крещения, до той самой Энтелехии, которая никогда уже не заканчивается.  

иером. Пантелеимон

Ответ: Отче, вопрос непростой. Когда-то я опубликовал статью «Нагорная проповедь в свете христианского подвига» (http://www.pravoslavie.ru/75471.html). Из статьи ясно, что напрямую связать заповеди блаженств и всю ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ступеней духовного восхождения у меня не получается. В моей статье нет "энергийной модели для заповедей блаженств". Соглашусь с Вами: в заповедях блаженств, как в маленькой капле воды отражается весь долгий путь духовного восхождения человека, от обращения к Богу и крещения до эсхатологического единения с Богом.

Конечно, исполнение заповедей блаженств помогает человеку постепенно восходить к небу (убивающая гордость нищета духовная, безгневная кротость, покаянный плач и т. д.). В этом восхождении и раскрывается смысл заповедей.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ступеней восхождения достаточно подробно описана в "Лествице": покаяние, борьба со страстями, безмолвие, ступень (или ступени) молитвы, бесстрастие, Божественная любовь, которая обоживает человека. Любовь - это телос (цель) восхождения, цель аскезы.

В исихастской антропологии рабочее понятие - энергия, это понятие по смыслу сближается с понятием дюнамис, а не с энтелехией. Исихасты в аскетических писаниях говорят об энергиях, а не об энтелехиях.

И каждой ступени духовного восхождения соответствует какая-то своя конфигурация энергий, то есть свой образ жизни, образ действия человека. К примеру, образ жизни человека кающегося отличается от образа жизни человека безмолвствующего.

При этом, думаю, нет такого, чтобы при начале следующей ступени как-то исчерпала себя предыдущая ступень. Скорее предыдущая ступень выходит на новый уровень, покаянное делание выходит на более высокий уровень, когда человек приступает к борьбе со страстями. На ступени безмолвия борьба со страстями не заканчивается, не исчерпывает себя, а становится более "тонкой" - отсечение страстных помыслов. И т. д.

Есть тут одна оговорка, которую делали некоторые исследователи, такие как митрополит Каллист, что ступени восхождения существуют не только как "последовательные" во времени, но могут быть "одновременными" - "параллельными". Это очень интересная и малопонятная тема, о ней и самые замечательные авторы пишут по три-четыре фразы, не раскрывают ее до конца.

Просьба о помощи

Братья и сестры!

Храм остро нуждается в финансовой помощи. Подробнее...

О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Огласительные беседы

Огласительные беседы для желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей и восприемников младенцев проводятся в храме каждую 1 и 3 среду месяца в 19:30. Беседы проводит настоятель храма прот. Иоанн Каледа.

Особые молитвы
День календаря