Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Прот. Глеб Каледа. Домашняя Церковь - II. Семья освящается благодатию Святого Духа

II. Семья освящается благодатию Святого Духа

Все в Церкви освящается в молитве Духом Божиим. Таинством крещения и миропомазания человек становится членом Церкви; снисхождением Духа Святого происходит пресуществление Святых Даров; силою Его получают дар священства; благодатию Святого Духа освящается храм, приготовленный строителями и иконописцами для совершения в нем богослужения, освящается и новый дом перед вселением. Неужели начало супружеской жизни мы оставим без церковного благословения, вне благодати Святого Духа? Только с Его помощью можно создать домашнюю церковь. Брак является одним из семи православных таинств. Для христианина связь с женщиной вне церковного брака можно сравнить только с попыткой совершать литургию не-иереем: одно является блудом, другое – святотатством. Когда на венчании говорится "Славою и честию венчай я (то есть их)", то славится беспорочное житие новобрачных до брака и Церковь молится о браке славном и честном, о славном увенчании их предстоящего жизненного пути.

Относясь очень строго к половым связям христиан вне церковного брака, считая их недопустимыми, церковное сознание с уважением относится к честному и верному гражданскому (засвидетельствованному перед людьми в ЗАГСе  Ред.) браку неверующих и некрещенных. К ним относятсяЗапись о регистрации "гражданского брака" слова ап. Павла: "когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон <...> о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим 2:14-15). Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, креститься (войти в Церковь можно только через крещение), а крестившись – венчаться, сколько бы лет ни прожили они в светском браке. Если вся семья обращается к вере, то дети радостно воспринимают венчание родителей. Если кто был крещен, но рос без веры, а потом поверил, вошел в Церковь, а жена осталась неверующей и если, по слову ап. Павла, "она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим <...> Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится" (1 Кор 7:12-15). Конечно, такой брак верующего с неверующей не создает домашней церкви, не дает ощущения полноты супружеских отношений. Первое условие для формирования семьи как церкви – единство вероучения, единство мировоззрения. 

К сожалению, я знаю много случаев, когда один из верующих вступал в брак с неверующим и уходил из Церкви. У меня был близкий друг. Он женился и крестил жену, но потом они договорились никогда не разговаривать в семье о религии. В другой почтенной семье крестилась невеста, а когда она приехала с венчания, то сняла с себя крест и протянула свекрови, сказав: "Он мне больше не нужен". Понимаете, что это может обозначать в семье. Естественно, домашняя церковь тут не состоялась. В конце концов парень с ней разошелся. Мы сейчас знаем и другие случаи, когда милостью Божией один из супругов приходит к вере. Но часто получается такая картина, что один пришел к вере, а другой не пришел. У нас сейчас все идет шиворот-навыворот; может, это и хорошо: приходят к вере сначала дети, потом ведут маму, а потом уже и папу приводят; правда, последнее не всегда удается. Ну а если нет – что же, разводиться? Одно дело – вступать или не вступать в брак, а другое – расходиться или не расходиться в такой ситуации. Конечно, расходиться нельзя. Говоря словами апостола Павла, если стал ты, муж, верующий, если с тобой согласна жить жена неверующая, живи с ней. И знаешь ли ты, муж верующий, не спасется ли тобою жена неверующая? Равно и ты, жена верующая, если с тобой согласен жить муж неверующий, живи с ним. И знаешь ли ты, жена верующая, не спасется ли тобой муж неверующий? Есть много примеров, когда один из супругов приходит к вере и ведет за собой другого.

Христос на брачном пире в КанеНо вернемся к нормальному браку, когда жених и невеста, пришедшие венчаться, оба люди православные. К браку, как ко всякому таинству, надо готовится духовно. Такая подготовка несравненно важнее всяких пиршественных приготовлений. Мы не против брачного пира, он – частый символ в Священном Писании, и Сам Христос посещал его. Но для христианина важна прежде всего духовная сторона каждого события. Перед браком обязательна серьезная исповедь, на которой важно отбросить от себя свои прежние "увлечения", если таковые были. Композитор Рахманинов просил друзей указать ему перед браком серьезного священника, чтобы исповедь его не была бы формальной. Ему назвали отца Валентина Амфитеатрова – выдающегося протоиерея, к могиле которого до сих пор стекается московский люд [1]. Очень хорошо делают те женихи и невесты, которые говеют одновременно, однако обязательных рекомендаций здесь давать не следует.

В современной церковной практике брачное священнодействие состоит из двух частей, следующих друг за другом: первая называется обручением, вторая венчанием, во время первого на руки вступающих в брак одеваются "обручи"-кольца, а во время второго на главы бракосочетающихся налагаются венцы. Обручение не есть таинство, оно предшествует таинству бракосочетания, а в древности нередко отделялось от брака неделями и месяцами, чтобы юноша и девушка могли лучше присмотреться друг к другу и осмыслить свое и родительское решение о бракосочетании. В "Требнике" чинопоследования обручения и венчания печатаются отдельно с самостоятельными начальными возгласами: "Благословен Бог" – обручение и "Благословенно Царство" – венчание.

Обруч соединяет доски в бочкеОбручение, как всякая молитва, полно глубокого смысла. Обручем связываются доски, чтобы образовать бочку. Жених и невеста обручаются друг другу любовью, чтобы совместно образовать семью, наполнить свою жизнь новым содержанием. Пустая бочка рассыхается, – бочка, постоянно наполняемая, сохраняет свои качества десятилетиями. Так и в браке без внутреннего его наполнения появляются трещины, чувства супругов сохнут и семья разваливается. Таким внутренним содержанием семьи должны быть духовная религиозная жизнь и совместные душевно-интеллектуальные интересы. На обручении Церковь молится: "Боже вечный, разстоящыяся собравый в соединение, и союз любве положивый им... Сам благослови и рабы Твоя сия (имя жениха и невесты), наставляя я (их) на всякое дело благое". И далее: "и соедини и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии... и утверди обручение их в вере и единомыслии, и истине, и любви" [3].

Все присутствующие в храме призываются молиться о любви, соединяющей обручающихся, о единомыслии в вере, о согласии в жизни. "Красота телесная <...> может увлекать <...> двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы", – писал свт. Иоанн Златоуст [4]. Между вступающими в брак должна быть более глубокая общность, чем только телесное влечение. С внутренней стороны кольца жениха, сделанного на палец невесты, писалось его имя, на кольце невесты, сделанном для жениха – имя его избранницы. В результате обмена кольцами жена носила кольцо с именем мужа, а муж – с именем жены. На перстнях владык Востока была начертана их печать; перстень был символом власти и права. "Перстнем дадеся власть Иосифу во Египте" [5]. Перстнем символизируется власть и исключительное право одного супруга над другим ("жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена", – 1 Кор 7:4). У супругов должно быть взаимное доверие (обмен перстнями) и постоянное памятование друг о друге (надпись имен на кольцах) [6]. Отныне он и она, как перстнями в церкви, должны обмениваться своими мыслями и чувствами.

Над кольцами особых молитв не читается – они перед обручением кладутся в алтаре на Престол и этим совершается ихКаждение освящение: от Престола Господня испрашивают молодые и вся Церковь с ними благословение предстоящего брака. С зажженными венчальными свечами в знак торжественности таинства, – держа друг друга за руки, жених и невеста вводятся священником на средину храма. Хор сопровождает шествие радостным славословием Бога и человека, ходящего в путях Господних. На эти пути призываются новобрачные. "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" чередуется со стихами 127-го псалма. Священник идет впереди, а диакон кадит фимиамом идущих к бракосочетанию, как царей – благовонием, как архиереев – ладаном: им править семьей, создавать и строить новую домашнюю церковь.

Под слова "Слава Тебе, Боже" они подходят к аналою и становятся на подножке – специально расстеленной ткани, как бы восходят на общий отныне корабль жизни. Какие бы жизненные бури ни были, никто из не смеет покидать этого общего семейного корабля, обязан блюсти его непотопляемость, как хороший моряк. Если у вас нет этой твердой решимости, сойдите с корабля, пока он не отправился в плаванье. Священник задает вопросы жениху и невесте: "Имаши ли, (имя), произволение благое и непринужденное и крепкую мысль, пояти (взять) себе в жену сию (имя), или, соответственно, в мужа сего (имя): юже (которую)/егоже (которого) пред тобою зде видиши". Церковь всегда была против брака по принуждению. Святитель Филарет (Дроздов) указывал, что для венчания необходимо желание вступающих в брак и благословение родительское. Первое из этих условий никогда не может нарушаться. В некоторых случаях, при необоснованном упорстве родителей, определяемом материальными и другими подобными соображениями, возможно венчание и без их согласия. Вопрос к родителям в чине венчания отсутствует.

После положительных ответов жениха и невесты на поставленные вопросы следует чин венчания. Он начинается возгласом священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков", – возгласом торжественным, прославляющим Единого Бога в Троической полноте. Этим же возгласом начинается Божественная Литургия. В последующих молитвах и ектениях Церковь молится "о рабех Божиих", ныне сочетавающихся друг другу в брака общение, и о спасении их". Устами иерея Церковь просит, чтобы Христос, "пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый" и показавший волю Свою о законном супружестве и из него проистекающем чадородии, принял моление и благословил брак сей Своим предстательством, и подал бы рабам сим (ему и ей) "живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь, в союзе мира, семя долгожизненное, о чадех благодать, неувядаемый (то есть небесный) славы венец".

РазводСвятая Церковь говорит вступающим в брак и напоминает их родителям и родственникам, а также присутствующим в храме, что по слову Господню "оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину" (см. Быт 2:24; Мф 19:5; Мк 10:7-8; Еф 5:31). "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф 19:6; Мк 10:9). К сожалению, матери часто забывают эту заповедь и вмешиваются иногда до мелочей в жизнь своих вступивших в брак детей. Видимо, не менее половины распавшихся браков разрушено стараниями свекровей и тещ. Церковь молится не только о единстве плоти, но главное – о "единомудрии", то есть о единстве мыслей, душ, о взаимной любви вступающих в брак. Она молится и об родителях. Последние нуждаются в мудрости в своих отношениях с невестками, зятьями и будущими внуками. Родители должны прежде всего нравственно помогать молодым строить их семьи, а со временем они вынуждены будут многие свои тяготы и немощи переложить на плечи любящих их детей, невесток, зятьев и внуков. Церковь назидательно подает молодым примеры древних браков и молится о том, чтобы и совершаемый брак был благословен, как брак Захарии и Елизаветы, Иоакима и Анны и других праотец. В молитвах кратко изложено понимание сущности христианского брака. Вступающим в него полезно, если есть возможность, заранее прочитать и продумать чин обручения и венчания.

После третьей молитвы священника наступает центральное место в бракосочетании – венчание. Священник беретВенчание венцы и благословляет ими жениха и невесту со словами: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Венчается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а затем трижды благословляет их: Господи Боже наш, славою и честию венчай я. В этот момент очень хочется произнести: "Господи, снизойди благодатию Твоею на раб Твоих (имя и имя), сочетай их в мужа и жену, и благослови и освяти брак их во имя Твое". С этого момента нет больше жениха и невесты, а есть муж и жена. Им произносится прокимен: "Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе и дал еси им" со стихом "Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим" и читается Послание ап. Павла к Ефесянам, в котором брак мужа и жены сравнивается с союзом Христа и Церкви. Чтение Апостола завершается пением "Аллилуия" [7] с возглашением стиха: "Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век", ибо брак надо хранить от безумств и греховности мира сего, от сплетен и наговоров.

Затем читается Евангелие от Иоанна о браке в Кане Галилейской, где Христос Своим присутствием освятил семейную жизнь и ради свадебного торжества превратил воду в вино. Первое из Своих чудес Он совершил ради начала семейной жизни. В последующих молитвах Церковь молится о муже и жене, которых Господь благоволил сочетаться друг другу "в мире и единомыслии", о сохранении их "честного брака и ложа нескверна", о пребывании их "в непорочном сожительстве". Приносится просьба, чтобы вступившие в брак сподобились достигнуть старости с чистым сердцем, хранящим заповеди. Чистое сердце – это дар Божий и устремление человека, желающего достигнуть и сохранить его, ибо "чистые сердцем Бога узрят" (Мф 5:8). Господь сохранит и брак честный, и ложе нескверно, если муж и жена будут желать этого, но не против их воли.

Общая чашаПосле "Отче наш" приносится чаша, которую священник благословляет: "Боже, вся сотворивый крепостию Твоею, и утвердивый вселенную, и украсивый венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подаваяй сочетавающымся ко общению брака, благослови благословением духовным". Венчающимся трижды предлагается поочередно испить из этой чаши вино, растворенное водою, в напоминание о том, что отныне они, ставшие супругами, должны из одной чаши жизни вместе пить и радость, и горе, быть в единении между собою.

Потом священник, соединив под епитрахилью в знамение нераздельного союза руки молодых, ведет их, трижды обводя вокруг аналоя в знамение их совместного шествия дорогой жизни. Во время первого круга поется: "Исаие ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему; Его же величающе. Деву ублажаем". Во время второго: "Святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим". Во время третьего круга поется: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь Троица Единосущная".

Первый гимн прославляет Христа-Еммануила и Его Святую Мать, как бы прося у них благословения на вступающих в брак для совместной жизни и рождения детей во славу Божию и Церкви Христовой на пользу. Имя Еммануил, означающее "С нами Бог", радостно реченное пророком Исаией, напоминает вступающим в семейную жизнь с ее трудами и скорбями о том, что Бог всегда с нами, но всегда ли мы с Ним – вот что надо в себе проверять всю свою жизнь: "С Богом ли мы?" [8] . Второй гимн восхваляет мучеников, ибо как мученики страдали за Христа, так и супруги должны иметь друг ко другу любовь, готовую на мученичество. В одной из бесед свт. Иоанн Златоуст говорит, что муж не должен останавливаться перед мучениями и даже смертию, если они нужны для блага жены. Третий гимн славит Бога, Которого славили и Которым славились апостолы, о Котором радовались мученики и Которого – в трех Лицах Сущего – они проповедовали своим словом и своими страданиями.

Сошествие Святого ДухаНа всех членов Церкви изливается благодать Святого Духа, хотя "дары различны, но Дух один и тот же" (1 Кор 12:4). Если понимать вслед за ап. Петром священство как служение Богу в Церкви Христовой, то одни получают дар к созданию домашних церквей, другие – дар иерейства для евхаристического предстояния и пастырского служения. Любой дар Святого Духа надо трепетно и со вниманием хранить: "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе" (1 Тим 4:14), будь то очищение от грехов на исповеди, воспринятие благодати соединиться со Христом в причащении, в священнической хиротонии или венчании на брак. Полученные в таинстве бракосочетания таланты – дары для построения домашней церкви, – необходимо приумножать в своей жизни и трудах, помнить и радеть о них. С венчания нельзя уходить, закрыв за собою дверь храма и забыв обо всем, что было в нем. При небрежении могут быть утрачены благодатные дары. Известны многие случаи, когда память о венчании помогла преодолеть период трудностей, сохранить семью и иметь в ней большую радость.

Христианская семья должна быть духоносной. К стяжанию Святого Духа каждым ее членом должно быть устремлено ее построение, быт и внутренняя жизнь. Духоносность – это дар Божий. Когда она приходит в тот или иной дом, мы не знаем, но к получению и сохранению этого дара надо приготовлять себя и свою семью, памятуя слова Христа, что Царство Небесное терпеливым трудом берется и труждающиеся входят в него (ср. Мф 11:12) [9]. В человеческих силах говорить о путях приготовления, но не о самой духовности.

Для живущих в светском браке и желающих венчаться, подготовка к церковному бракосочетанию должна иметь некоторые особенности. Если они, вступая в брак некрещенными, уже потом приняли веру и крестились, то желательно между крещением и венчанием не иметь между собой супружеских отношений и снять кольца, – они снова наденут их на обручении как церковный символ, а не как гражданский знак брачного состояния. Перед церковным бракосочетанием следует пожить как брат и сестра, сосредотачиваться на совместных молитвах в меру своих сил и возможностей. Если они были в младенчестве крещены, то, приняв решение венчаться по христианскому обычаю, должны пройти искус брачного воздержания.

Если они уже имеют детей и пришли к вере всей семьей, то к своему венчанию им следует готовить и детей и старатьсяРадости внешнюю, обрядовую сторону венчания совершить празднично (хотя можно и не делать дорогого венчального платья) и празднично одеть детей. Кому-то из детей можно поручить держать иконы Иисуса Христа для отца и Богородицы для матери. Детям можно вручить цветы, чтобы они преподнесли их после венчания родителям. Венчание родителей должно ощущаться как общесемейный церковный праздник. После венчания хорошо устроить праздничный стол с детьми и близкими верующими друзьями. Здесь уже не место широкому брачному застолью. Дети проявляют удивительную чуткость к таинству бракосочетания родителей. Иногда они торопят отца и мать: "Когда же вы, наконец, будете венчаться!" – и живут в напряженном ожидании этого события. Один младенец через некоторое время после венчания родителей подошел с нежностью, к священнику, говоря: "А помните, как Вы нас венчали? – "Помню, помню, дорогой!" – лицо священника засветилось от умиления. Мальчик-дошкольник сказал "нас", а не "папу и маму". Венчание родителей стало торжественным вхождением в Церковь и их детей. Как свидетельствуют "в браке венчавшиеся", после венчания изменяются отношения между мужем и женой.

Примечания

[1] Сама могила о. Валентина на Ваганьковском кладбище была срыта под братские могилы, ноО. Валентин Амфитеатров на кладбище, около церкви, стоит памятник ему.

[3] Здесь делается лишь попытка раскрыть содержание чина обручения и цитируются отрывки читаемых на обручении молитв.

[4] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа вторая на слова "Жена привязана есть законом" и пр. // Беседы на разные места Священного Писания. Т. II. СПб., 1862. С. 513.

[5] Последование обручения (см. Требник).

[6] Был обычай кольцо жениха делать золотым, невесты – серебряным. В результате обмена кольцами жена ходила с золотым кольцом, а муж с серебряным.

[7] Аллилуия – "славьте Господа, хвалите Господа". "Аллилуйя, – как писал М. Скабалланович, – есть <...> песнь вечности" (Толковый типикон. Вып. III, с. 24).

[8] Авраам Линкольн говорил: "Не говорите "С нами Бог", а спросите себя, с Богом ли вы? Бог всегда с нами, а мы можем быть не с Богом".

[9] По-славянски "нудится", то есть "берется, достигается, получается в результате терпеливого, настойчивого, нудного труда". Общепринятый перевод на русский силою берется не совсем эквивалентен церковнославянскому тексту.