 |
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 28.10.2011 09:49
После имени этого святого прибавляется "иже при Кресте Господнем". Что же делал при Кресте Лонгин? Он возглавлял бригаду палачей, которые казнили Господа Иисуса. Он следил за тем, чтобы распятие было по всем правилам, то есть, чтобы всё было сделано для Христа как можно больнее и унизительнее. Он был ответственным исполнителем этого ужасающего преступления. Мы крепко помним благоразумного разбойника, он был головорезом, но, находясь рядом с Христом, пережил душевный переворот и прилепился к Христу навсегда. Пожалуй, не меньший переворот произошёл в душе у Лонгина. Разбойник, по крайней мере, на Голгофе ничьей крови не проливал, а Лонгин руководил пролитием Христовой неповинной Крови.
Лонгин начал свой духовный путь не с нулевой отметки, а, можно сказать, с минус бесконечности. Римский центурион, который возглавлял палачей, - что за сердце у него? Пуленепробиваемое сердце, тронуть его ничто не может. И всё-таки Господь пробил это сердце Своей любовью. В конце страданий Христовых Лонгин неожиданно выступает как свидетель о Христе, он восклицает: Воистину человек этот Сын Божий! Конечно, он не вкладывает в эти слова того изобильного богословского смысла, какой имеет в виду современная Церковь. Но для него это радикальный переворот в сознании!
Сотника до неведомых глубин души потрясло то, что происходило на Кресте. Вся жизнь его стала связана с Христом. В сердце Лонгина произошла такая перемена, что в своё время он положил жизнь за Христа, и уже не словами, а самой смертью своей засвидетельствовал: Сын Божий умер и воскрес для того, чтобы всем нам дать вечную жизнь. Теперь Церковь Божия прославляет этого человека как мученика Христова.
Мы поём ему молебные песнопения - кому? - начальнику палачей, терзавших Христа. Вдумаемся в эту страшную и всепобеждающую реальность. Мученик Лонгин - это олицетворённое покаяние. Глядя на него, мы твёрдо знаем: в каком бы страшном грехе человек ни пребывал, с каким бы жестоким сердцем человек ни приходил в Церковь, - и такого человека может встретить и преобразить Господь, если тот откроет своё сердце перед Богом. Ни для кого путь к Господу не закрыт.
- Подробности
-
Опубликовано 25.10.2011 09:01
Иверская икона Божией Матери находится на Афоне. Икона Богородицы «Портаитисса» («Вратарница») является главной святыней Иверского монастыря, куда она чудесным образом приплыла по морю. Афонские иноки верят, что в последние времена она покинет Святую гору, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.
Через Свою икону Матерь Божия совершила множество чудес, она почитаема и любима православными народами.
Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается три раза в год. 26 октября мы празднуем принесение в Москву с Афона в 1648 году списка Иверского образа, написанного иконописцем Иамвлихом. Этот образ находится в Новодевичьем монастыре.
Иверскую икону называют Московской. Ее считают покровительницей русской столицы. Почитаемый прекрасный образ Иверской есть и у нас в храме...
- Подробности
-
Опубликовано 23.10.2011 08:58
Собор преподобных Оптинских старцев составляют 14 святых: преподобные Лев, Макарий, Амвросий, Моисей, Антоний, Иларион, Анатолий Старший, Исаакий, Иосиф, Варсонофий, Анатолий Младший, Нектарий, преподобноисповедник Никон, преподобномученник Исаакий.
Святая жизнь старцев Оптиной пустыни в течение целого столетия была источником духовного просвещения для всего русского общества. Вот что писал об Оптине в 1911 году Сергей Нилус: «Велика и несравненна прекрасная река Божья – святая Оптина! Течет река эта из источников жизни временной в море вечно-радостного бесконечного жития в царстве незаходимого Света, и несет на себе она ладии и своих пустынножителей, и многих других многоскорбных, измученных, страдальческих душ, обретших правду жизни у ног великих оптинских старцев».
Молитва оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
Во всякий час сего дня во все наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
- Подробности
-
Опубликовано 21.10.2011 15:53
Откровение о Святой Троице началось еще в ветхозаветные времена. Было оно двум людям, связанным тесными семейными узами: святым Аврааму и Лоту.
Аврааму явились три Ангела от Господа, к которым он обращался не «вы», а «Ты», говоря: «Господи». Бог открыл Аврааму, что собирается истребить город Содом и прилегающие земли, потому что они стали ужасным рассадником греха. Авраам просил Господа пощадить людей, ради праведников, которые живут в этих местах. Ангелы пришли к его племяннику Лоту и вывели семью праведника из погибающего города.
22 октября мы празднуем день ветхозаветных святых и день древнего откровения о Боге Троице.
Отче Аврааме, моли Живоначальную Троицу о нас грешных!
- Подробности
-
Опубликовано 20.10.2011 10:15
Заседание научно-методологического семинара Свято_Тихоновского Университета состоится 21 октября 2011г.
На семинаре выступит известный немецкий библеист Мариус Райзер, который представит доклад на тему «Ришар Симон (1638-1712) и библейская критика».
Начало семинара в 18:30, вход свободный. Место проведения – Актовый зал Ректорского корпуса (ул. Бахрушина, 2/5с2).
Мариус Райзер (Marius Reiser) – исследователь Нового Завета; известен как активный противник болонского процесса. В 1983-1989 гг. обучался на богословском факультете Тюбингенского университета. С 1991 г. М. Райзер преподает Новый Завет на богословском факультете университета Майнца. Его работы посвящены эллинистическому контексту и эсхатологии Нового Завета, библейской герменевтике.
- Подробности
-
Опубликовано 17.10.2011 10:57
Память святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария мы совершаем 18 октября.
После монгольского нашествия Господь открыл митрополиту Петру грядущий жребий Москвы. Святитель Петр (†1326) завещал похоронить его в заложенном его руками Успенском соборе.
Его подвиг собирания русской земли продолжил святитель Алексий (†1378), друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского. Он не дожил до победы на Куликовом поле, но победа стала возможна благодаря его трудам и молитвам.
Прославлением мощей митрополита Алексия начал свое первосвятительское служение святой Иона (†1461). Он стал в 1448 году первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви.
Служением правды был подвиг святого Филиппа (†1570). Ярость Иоанна Грозного разбивалась о необоримую кротость святителя вплоть до его мученической смерти.
Святитель Ермоген (†1612) стал Ангелом Хранителем и вдохновителем всенародной борьбы за освобождение русской земли в Смутное время, когда с помощью самозванцев и польского нашествия, католики надеялись подчинить себе Русскую Церковь. Господь привел Ермогена на патриарший престол, и мученичество достойно увенчало его праведную жизнь.
Празднование Московских святителей Петра, Алексия и Ионы в один день установлено в 1596 г., святитель Филипп причислен к ним в 1875 г., а святитель Ермоген — в 1913 г. За последние годы святительский собор пополнился еще - Церковь канонизировала новых исповедников и мучеников.
Московские святители, молите Бога о москвичах и всех жителях российских!
- Подробности
-
Опубликовано 16.10.2011 10:51
Именно молитва делает нас постоянно внимательными к другим и к их нуждам.
Сострадание побуждает нас к молитве, а молитва питает наше сострадание и нашу доброту.
Молитва за ближнего - это помощь для нас самих, так как она взращивает в нас способность любить, но в первую очередь она является помощью для того, о ком мы молимся: он получает и ощущает пользу от нашей молитвы.
- Подробности
-
Опубликовано 15.10.2011 09:10
На страницах Нового Завета повествуется о проповеди апостола Павла в Афинах. Апостол видит в городе алтарь «Неведомому Богу» и убеждает афинян, что именно Того Бога, Которого они, не зная, чтят, – он и проповедует. Апостол призывает их узнать неведомого Бога, ведь Он – Единый, и нет никого Ему подобного. Он сотворил землю и море, Он посылает человеку Свою спасительную весть. Эту проповедь принял знатный горожанин, член Ареопага Дионисий. Укрепившись в вере, Дионисий стал Афинским епископом, закончил свою жизнь мученически.
С именем Дионисия до нас дошли некоторые сочинения, правда, написаны они через столетия после апостольской проповеди, в VI в. Но в них как бы развивается мысль, высказанная еще святым Павлом в Афинах: Бога познать до конца невозможно, Бога нельзя ничему уподобить. Только освободив ум от всяких человеческих представлений о Боге, можно предстать перед истинным непридуманным Богом.
Этот подход смиренного признания своей неспособности мысленно «сконструировать Бога» теперь называют православным отрицательным богословием.
Патролог Алексей Иванович Сидоров предполагает, что полторы тысячи лет назад сочинения по отрицательному богословию мог составить человек, которого звали Дионисием, он и подписался именем своего небесного покровителя – священномученика Дионисия Ареопагита.
- Подробности
-
Опубликовано 14.10.2011 11:12
В прошлом веке произошла эта история. Один из парижских мостов имел дурную славу, его прозывали мостом самоубийц (le pont des suicidés ou le pont fatal). На этом месте слишком много людей сводили счеты с жизнью. Один наш соотечественник шел по мосту самоубийц и заметил прилично одетого юношу, который явно готовился покончить с собой. Что делать?
Он подошел к юноше и задал странный вопрос: "Скажите, у Вас есть с собой деньги?". Молодой человек ожидал чего угодно, что его будут отговаривать от рокового шага или спросят, как пройти на такую-то улицу. Но вопрос оказался настолько неожиданным, что юноша даже... ответил незнакомцу: «Есть».
Тогда незнакомец спокойным тоном высказал предположение: «Судя по тому, как Вы смотрите на Сену, деньги Вам больше не нужны». Юноша подтвердил, нетерпеливо ожидая, что будет дальше. Незнакомец продолжил: «В ближайшем квартале за мостом живут полунищие люди, Ваши деньги им очень нужны. Могу я попросить Вас, зайдите в первый же дом, в первую же дверь и отдайте тамошним жильцам ненужные Вам деньги? А потом Вы вернетесь на мост и поступите, как считаете нужным». Юноша немного подумал и согласился.
Он ушел и, слава Богу, на мост не вернулся.
«Незнакомец», рассказавший эту историю, все правильно рассчитал. Юноша отдал первым встречным людям деньги. Они искренне обрадовались такой нежданной и такой значительной помощи. Они так его благодарили, что их радость вошла в его сердце и вернула ему волю к жизни.
- Подробности
-
Опубликовано 12.10.2011 22:26
17 октября на канале «Культура» состоится премьера четырехсерийного документального фильма Александра Архангельского «Жара». Картина посвящена тайной религиозной жизни в СССР в 1970-е гг., духовным поискам интеллигенции того времени. В фильме рассказано о протоиерее Глебе Каледе, протоиерее Николае Ведерникове, митрополите Сурожском Антонии, филологе Сергее Аверинцеве, пианистке Марии Юдиной. В фильме участвуют Людмила Улицкая, Ольга Седакова, Татьяна Горичева, протоиерей Кирилл Каледа.
Авторов фильма интересует путь к вере, который был столь разным у героев картины. В финале картины звучат слова С.С.Аверинцева: «Пустыня или не пустыня, а мы должны бороться, весело идти в темноту», а Александр Кушнер читает свое знаменитое «Времена не выбирают».
- Подробности
-
Опубликовано 12.10.2011 18:35
Портал Богослов.ru опубликовал получасовую видеозапись одного весьма содержательного доклада.
На VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви доклад сделал московский ученый А.Л. Беглов (канд. историч. наук), тема: «Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия».
Как видно из темы, размышления касались новых мучеников и исповедников, подвиг которых так нам близок.
Ссылка для просмотра: http://www.bogoslov.ru/text/1986404.html
- Подробности
-
Опубликовано 12.10.2011 08:52
Праздник Покрова празднуется на Руси с ХII века и относится нашей Церковью к числу великих. Установлен он в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в Х веке. Во время всенощного бдения блаженный Андрей, Христа ради юродивый, подняв очи к небу, увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении Ангелов и святых. Приклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
В 1165 году святой князь Андрей Боголюбский построил знаменитый архитектурный шедевр - церковь Покрова на Нерли. С этого времени по всей Руси стали строиться храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Один из них – храм Покрова в Садех стоял в начале улицы Покровки на ее правом углу (раньше Покровка начиналась у Ильинских ворот). Считается, что он и дал название улице, на которой стоит церковь Святой Троицы на Грязех.
Поэтому мы считаем Покров немного и нашим храмовым праздником...
14 октября мы прощаемся с осенью и ждем первых морозов.
- Подробности
-
Опубликовано 11.10.2011 23:47
Трудно говорить о такой работе. Но надо для того, чтобы еще кто-нибудь узнал и помог или обратился за помощью. Наши подопечные – это прихожане нашего храма, которые по старости и немощи не могут посещать храм. У некоторых из них нет родных или им не хватает заботы и общения. Стараемся посетить, что-то принести: лекарства или книги. Вместе вспомнить прошедшее и обменяться новостями.
Недалеко от храма живет необыкновенный человек, много лет отдавший церкви. Это пожилая труженица-швея и ризничная М.Я. Она больше года не ходит в храм по причине тяжелых болезней, но и прикованная к постели, сохраняет достойную удивления бодрость духа и веру. Многие прихожане знают и любят М.Я., приходят посетить и побеседовать о духовном и будничном.
Другой нашей подопечной больше 90. У нее за плечами нелегкая трудовая жизнь, У.В. была участницей обороны Москвы во время войны, десятилетия отдала преподаванию в школе. Своих детей нет, зато есть много верующих друзей и знакомых. Ясный ум, грамотная речь в таком возрасте – результат чистой жизни и крепкой веры в Бога.
Много лет в храме сторожем служил Н.И. В этом году он потерял зрение. Какая же для всех нас была радость, когда после двух операций он вновь видит и благодарит Бога!
Другой подопечной социальной службы стала Л.А. Она с удивительной человечностью любит животных. Сейчас, когда Л.А. находится в болезни, мы можем позаботиться о ней.
Мыть пол в храме – кажется простым делом. Но, по словам Серафима Саровского, это высоко ценится перед Богом. Пожилая уборщица А.П. не один год следила за чистотой в храме и в воскресной школе. В преклонном возрасте она заболела очень серьезно и попросила у Бога еще жизни, чтобы потрудиться для Него. Бог поднял ее – она стала мыть полы, так продолжалось долго. Со временем у нее прибавлялось болезней: сейчас А.П. больше не под силу приехать в дорогой ее сердцу храм, но мы можем посетить и принести частицу тепла и любви.
В нашей трапезной долго трудилась жизнерадостная и любвеобильная Е.А. Сейчас она живет далеко от храма, на праздники стараемся привозить ее на машине на службу. Для нее наш храм – второй дом, а о.Иоанн – духовный отец. А для любви нет расстояний.
- Подробности
-
Опубликовано 11.10.2011 12:37
Благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы, она воспитала его в благочестии. Рано лишившись отца, он княжил с мудростью зрелого человека, был образован и миролюбив, заботился о христианском просвещении народа.
Завистливые вельможи решили погубить князя, стали подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, несмотря на предупреждения о заговоре, святой князь отказался верить в злодейские замыслы и предал свою жизнь в руки Божии.
28 сентября 935 года, Вячеслав был убит в дверях церкви младшим братом и его слугами. Тело было изрублено и брошено без погребения. Кровь святого не смогли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в пражский храм святого Вита, который некогда построил святой Вячеслав.
- Подробности
-
Опубликовано 09.10.2011 19:12
Мы приводим отрывок из интервью профессора Московской Духовной Академии Алексея Константиновича Светозарского. Православный историк рассуждает о весьма сложных вопросах церковной жизни в советское время:
«Патриарх Сергий брал на себя ответственность не за чистоту риз, а за церковное управление. Он видел, что разрушение этой вертикали приведет к одичанию людей. Сначала будут подпольные общины, а потом все выродится в беспоповщину, что и произошло с некоторыми ветвями «катакомбной» церкви, где руководят не епископы, не священники, а некие старцы и старицы. Митрополит Сергий взял на себя ответственность. Вспомните, его недолгого предшественника на том же посту, священномученика Серафима (Самойловича), который сразу предупредил собратьев епископов: «Ко мне не обращаться. Думайте, как хотите, выживайте сами, как хотите, меня не трогайте». Митрополит Сергий этого не сделал.
Понятно, почему он фигура неудобная. Некоторых людей с историческим образованием не устраивает целый период истории. Но он был. И одна из ключевых фигур в этом периоде — как раз Патриарх Сергий, и его как-то нужно дискредитировать. Не будем его и идеализировать, но не будем отнимать у него мужества. Смерти он не боялся.
Не будем отнимать у него и мудрости. Он был намного старше тех молодых епископов, которые на него нападали. Он пережил три революции и несколько войн. На мой взгляд, он устраивал церковную политику настолько мудро, насколько это было возможно. А что касается конформизма — его обвиняют в том, что он поставил Церковь под контроль государства. А существовал ли в то время хоть один институт, который не находился под контролем? Если да, мы его поставим в пример».
Полностью интервью можно прочитать на портале «Православие и мир»: http://www.pravmir.ru/xx-vek-tragediya-cerkvi/
- Подробности
-
Опубликовано 09.10.2011 15:12
Алтарник нашего храма Андрей получил известие из ВАКа: его диссертация по концептуальному программированию получила официальное признание высшей государственной инстанции.
Поздравляем кандидата технических наук Андрея Сергеевича Лебедева. Успехов в научных трудах!
Подведем итоги. На сегодня в нашем алтаре: кандидат физико-математических наук, кандидат философских наук и кандидат технических наук. Говорят, каждый из трех кандидатов защищает докторскую. Так ли? Поживем-увидим.
|
|
 |
|