 |
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 07.01.2016 00:00
Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас. Верит в нас, когда мы изверились друг в друге, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог - хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли это увидеть, наш Бог становится Человеком.
Митр. Сурожский Антоний
- Подробности
-
Опубликовано 03.01.2016 00:00
Сами споры меня не удивляют. Как только в христианской общине появился Павел, поверивший в Христа, мгновенно разгорелись споры. Павел был известен как гонитель христиан, вот и возникли подозрения, что он лишь притворяется христианином, а на деле готовит какую-то ужасную провокацию против церковных людей: «Как доверять вчерашнему врагу? А если Павел входит в доверие, чтобы потом больше крови невинной пролить?».
Истинное положение вещей вскоре выяснилось. Эти споры быстро затихли. На их место пришли другие, более затяжные споры: «Павел не был с другими апостолами, когда Христос их учил. Вот почему Павел плохо знает Христово учение и сильно искажает Евангелие».
Следы этих ожесточенных споров мы не раз замечаем в Новом Завете. Вот, например, в Коринфе затевается смута (см.: 1 Кор. 1: 12). Коринфяне заявляют: «Мы Павловы». Другие, пришлые, ставят себя выше: «Мы Христовы» – иными словами: «Мы держимся того Евангелия, которое Сам Христос преподал. Мы Его непосредственные ученики. Никакого Павла рядом с Христом не было видно, Павел для нас не авторитет».
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 21.12.2015 17:01
20 декабря после Божественной Литургии в храме Живоначальной Троицы на Грязех состоялась благотворительная ярмарка. Уже в шестой раз собирается весь троицкий приход, чтобы помочь родному храму собрать деньги на продолжение реставрационных работ.
По уже сложившейся традиции ярмарки становятся для прихожан настоящим праздником. И те, кто участвует в этом событии своим трудом, и те, кто покупает сшитые, связанные, созданные своими руками изделия, понимают, что «всем миром» делают общее дело – приближают момент, когда над Троицким храмом засверкают купола и зазвучат колокола на вновь отстроенной каменной колокольне!
Не меньше, чем взрослые, ярмаркам радуются юные прихожане. В этот раз для них была составлена специальная программа: вместе с преподавателем Воскресной школы Ириной Николаевной Шаталиной они учились делать новогодние игрушки!
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 17.12.2015 00:00
Один Бог – это не только догмат веры, но еще и логическая необходимость.
По разным причинам православным христианам не подходит вера во многих богов. Есть среди этих причин и та, которую сформулировал преподобный Иоанн Дамаскин. Память этого Святого Отца мы совершаем как раз 17 декабря.
Преподобный Иоанн в своих размышлениях о единобожии и многобожии исходит из понятия о совершенстве Бога. Тут с ним никто не будет спорить. Божество не просто выше человека, Бог – вообще самое высшее существо. В противном случае, это не Бог. Хорошо, но как выяснить, один ли Бог или есть еще?
Попробуем выяснить вместе с преподобным Иоанном. Богу как высшему существу присуще совершенство, причем совершенство во всем. Что же из этого следует? У нас есть внятный ответ, нужно только его продумать и прочувствовать.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 15.12.2015 00:00
На страницах Ветхого Завета мы встречаем и такое. Только вот в Синодальном переводе и в славянской Библии про псалом Аввакума ничего не сказано. Книга пророка Аввакума, конечно, есть. И завершается она в третьей главе молитвой, которую надлежало петь. Вот это и есть тот самый псалом. Нет сомнений, что он когда-то звучал в Иерусалимском храме. Заглянем в греческую Септуагинту, здесь пространная молитва Аввакума делится характерным богослужебным указанием: диапсалма. Указание дано для храмовых певчих.
И в новозаветной Церкви поныне поют этот псалом, пусть и отдельные его стихи. Приведу для памяти несколько строчек из псалма Аввакума: «Господи, услышах слух твой и убояхся… Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3: 1–3). Эти строки у многих православных на слуху.
На Пасху мы в церкви слышим, как богоглаголивый Аввакум стоял на божественной страже. Он духовно бодрствовал, когда другие спали. Чего же он ждал, что сторожил? Со страхом и надеждой он ожидал, что «Бог от юга приидет», и видел, как «покры небеса добродетель Его». А в это время вокруг пророка сгущалась тьма. Замышлялись и творились злые дела. Всё это мучило пророка.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 08.12.2015 00:00
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости, 
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять:
В травинку и прутик — поменьше,
В большое дерево — больше,
В огромное дерево — много.
Спит, затаившись до времени:
смотришь, а не видать.
Голыми руками его можно потрогать,
Не боясь слепоты и ожога.
Солнце умеет работать.
Солнце умеет спать.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 25.11.2015 00:00
Так уж повелось, что когда заходит речь о горе Афон, мы имеем в виду не одну святую гору из многих, а именно ту самую, единственную Святую гору. Почему так? Во всём мире – и восточном, и западном, христианском и нехристианском – существует достаточное количество гор, почитаемых священными. Более того, помимо природных горных вершин, есть и много вымышленных, наделенных чудодейственной силой, о которых мы читаем в художественной литературе, например, невидимая гора Аналог из притчи Рене Домаля.
«О, ум, а у него есть вершины, – воскликнул Джерард Хопкинс, – отвесные кручи для того, чтобы со страхом падать, глубина или отвесность, которых ни один человек не может измерить».
Почему же тогда среди всех этих горных вершин, реальных и воображаемых, одна стоит особняком и называется Святой горой? Почему в названии вышедшей не так давно книги о горе Афон митрополит Месогейский Николай пишет о ней не просто как о «высокой», но «высочайшей в мире»? Почему гора Афон если не уникальная, то, во всяком случае, особенная и необычная?
Позвольте предположить четыре различных ответа на эти вопросы, которые, разумеется, вовсе не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 12.11.2015 00:00
Не хочу, чтобы вопрос прозвучал чересчур неопределенно. Уточню, речь пойдет о личных вещах святителя Феофана. По личным вещам можно судить об их обладателе.
Но какие же личные вещи у святителя, затворившегося в монастыре? Всё более чем скромно. Он не собирал богатства на земле.
Неудивительно, что келейный его быт описывается незатейливо: «Стены деревянные, без обоев… Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева, оцененный в один рубль».
Остальное под стать. От святителя осталось два ящика с инструментами, станки для деревообработки. Это для рукоделия. И древние монахи-пустынники плели корзины, переписывали на заказ книги. И они от рукоделия получали пользу, не только для тела, но и для души. Трудиться потомкам Адама от Бога заповедано.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 07.11.2015 00:00
Все заповеди Господь свел к двум. Любовь к Богу и любовь к людям. Нам заповедана любовь. Но как любить, если не любится?
Или любить-то любишь, правда, с прохладцей. Что это за любовь – вполнакала? Разве о ней Господь заповедал? А с другой стороны, сердцу ведь тоже не прикажешь любить…
Такие мысли приходят на ум. Что ж нам поделать? – Нужен совет духовного человека, ревностного исполнителя заповедей о любви.
И подходящий человек у нас имеется. Это преподобный Зосима Верховский, его память мы чествуем 6 ноября. Преподобный Зосима ради своих духовных чад готов был жизнь отдать, не только временную жизнь – но вечную. В своей пламенной любви к людям он уподобился апостолу Павлу (см. Рим. 9:3).
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 07.11.2015 00:00
Сегодня по храмам мы поминаем
всех, кто положил свою жизнь за нашу Русь.
От дней древних, от Куликова поля
и до дней теперешних.
И еще поминаем всех наших усопших
сродников и знаемых православных христиан.
- Подробности
-
Опубликовано 01.11.2015 00:00
Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием.
А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон.
И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.
– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?
– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!
– Дерзновенно придумано…
– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 26.10.2015 00:00
Первый комплект так называемого Георгиевского облачения был вручен за богослужением в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
Обладателем наградного комплекта стал настоятель храма св. князя Александра Невского в Пскове, руководитель отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами Псковской епархии протоиерей Олег Тэор.
В храме, являющемся подворьем Сербской православной церкви в Москве, несколько лет назад решили возродить обычай вручения Георгиевских облачений окормляющим воинов армии и флота священнослужителям, внесших значимый вклад в духовное воспитание защитников Отечества.
Художественным руководителем проекта стал настоятель подворья, представитель Сербской православной церкви при патриархе Московском епископ Моравичский Антоний (Пантелич).
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 23.10.2015 00:00
Недолгой была жизнь святителя Иннокентия Пензенского (1784–1819) – неполных 35 лет, но прошла его жизнь в сугубом духовном подвиге. Церковь помнит об этом. 23 октября в храмах на службе звучит святое имя владыки Иннокентия (Смирнова).
Много сил святитель отдал христианскому просвещению. Наставлял студентов и паству: устно и письменно, благоразумным словом и живым примером. После него нам осталась книга «Богословие деятельное».
О чем это богословие, и почему оно деятельное? Под деятельным богословием владыка подразумевает божественную науку о том, как «возращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3: 4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13)
Иными словами, деятельное богословие – это церковная наука о духовном росте человека. Наука сугубо практическая по своему назначению. Основана она на библейском откровении и на святоотеческой традиции. Мы знаем эту науку под именем аскетики. Почему святитель не воспользовался этим традиционным именованием? Бог весть. Возможно, он хотел «повысить статус аскетики», придать ей богословское звучание, а с другой стороны – подчеркнуть деятельный практический характер православного богословия.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 19.10.2015 16:41
«Это стихотворение написала моя подруга по институту Нина. Она сейчас очень болеет, но старается держаться. Человек она верующий. Раньше часто ездила со мной в паломнические поездки. Это стихотворение она написала "на одном дыхании", как она говорит: минуты за 3-4. Вообще, по жизни никаким писательством она не занимается. Я едва ее уговорила дать мне текст, чтобы показать знающим людям. А я думаю, может, оно пригодится на нашем сайте?»
Вот такое письмо пришло к нам на сайт от нашей прихожанки Натальи Анатольевны. Мы публикуем стихотворение Нины. Очень надеемся, что Господь укрепит ее, даст силы перетерпеть все невзгоды, а вера и смирение этой женщины послужат всем нам примером истинно христианского отношения к жизни!
Боже, Господи! Тот, что меня сотворил! 
Я тяну из последних сил.
Я тащу до порванных жил.
Поддержи, укрепи, свет немил.
Очень становится мне тяжело,
Одиночество стонами тянет на дно.
Одиночество! В полубреду
За тобой, ковыляя, иду.
Лишь одно постоянно твержу,
И молитву творю, не ропщу:
"Ты - всесильный, Ты видишь сердца,
Не остави мене до конца!
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 15.10.2015 00:00
«Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя?
Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его.
Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.»
Святитель Николай Сербский.
- Подробности
-
Опубликовано 09.10.2015 00:00
Святой апостол Петр уже приближался к завершению своего земного пути, когда по Церкви распространилось его второе соборное послание. Мы читаем это послание как духовное завещание апостола, очень проникновенное.
Святой Петр напоминает всем про небесные обетования, дабы мы «через них соделались причастниками Божеского естества (греч.: θείας κοινωνοὶ φύσεως, 2 Петр. 1:4). Какие дерзновенные слова! Именно с них начинается апостольское послание. В них кратко выражена тайна обожения.
Кратко, всего три слова! Дальше апостол говорит о пути обожения несколько подробнее, называя всем известные «христианские добродетели». И тоже весьма лаконично: перечисление идет буквально в одно слово. Обычному православному читателю вроде меня никогда не разобраться в этих нескольких стихах из Библии. Наше счастье, что есть святоотеческая традиция: она помогает правильно понимать Новый Завет.
Читать полностью ...
|
|
 |
|