Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Прот. Глеб Каледа. Домашняя Церковь - III. Брак и Евхаристия

III. Брак и Евхаристия

 Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно – под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории – чистотою сердца, духом и любовью.

Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк – не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви.

В глубокой древности не было отдельного чина венчания. Бракосочетание совершалось наВенчание Литургии как часть службы и завершалось причащением, ибо, как писал Симеон Солунский: "завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение". В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Святых Даров завершалось на специальных "Крещальных Литургиях" крещение. Воспоминанием этого является пение "елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" [1] в некоторые праздники вместо обычного "Трисвятого". На Литургии и ныне совершается рукоположение во диакона, священника и епископа. В "Послании к жене" Тертуллиан (II в.) писал, что "брак согласовывается с церковью", "знаменуется благословением", "написуется ангелами на небеси" и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией [2]. Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – "во имя Отца", она – "во имя Отца", он – "во имя Сына", она – "во имя Сына", он – "во имя Святого Духа", она – "во имя Святого Духа", – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь. Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

Совместное участие супругов в Евхаристии – необходимое условие для созидания домашней церкви. Церковь есть мистическое тело Христово, и стать членом этой Церкви, иметь у себя малую церковь, теперь уже – церковь двоих – можно только через причастие Тела и Крови Христовой. Сопричащение – тот идеал, к которому супругам следует стремиться в течение всей совместной жизни.

Апостолов причащает СпасительЕвхаристия была и остается мерой церковности христианина. У супругов должна быть совместная духовная жизнь во Христе; при ее разделении не может быть и домашней церкви. Все наши церковные беды – а во многих случаях и семейные, и общественные – проистекают от расцерковления нашей жизни, от утраты ее "евхаристичности".

Именно через совместное причащение, через совместное участие в таинствах и молитвах брак становится не только браком тела и браком души, но и браком духа; этим новозаветный православный брак отличается от любого другого.

Христос пришел искупить нас от греха, преобразовать всю нашу жизнь, в том числе и брак, в Духе и Истине, углубить его содержание. Символом этого преобразования является превращение Иисусом Христом воды в вино на браке в Кане Галилейской.

Брак нигде не ставится так высоко, как в христианстве. Ап. Павел сравнивает его с союзом Христа и Церкви (Еф 5:23, 29-30). Выше этого сопоставления быть не может. "Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5:25). Церковный брак – дар, и дарован он Христом, но для его стяжания и сохранения нужно и усилие супругов, ибо "Царствие Небесное нудится и нужницы восхищают его" (Мф 11:12).

К сожалению, этот дар не всегда реализуется в семейной жизни верующих: к претворению его в жизнь часто даже не стремятся. С Наши приношения Богуним порою обращаются как со случайно купленной вещью, по истечении времени ставшей ненужной.

В древнерусском чине венчания (XIII в.) есть слова: "сочетай (Господи) я (то есть их) в едину мысль, венчай их в едину любовь и совокупи их в едину плоть" [3]. "Брак заключается, – пишет священник Иоанн Мейендорф, – между двумя членами тела Христова и является поэтому таинством. Будучи таинством, брак не есть юридический договор, а "вечный дар", доступный гражданам Царства Божия, но совершенно непонятный тем, которые этого царства не знают и не ищут " [4]. Совершителем таинства брака может быть только епископ или священник [5], то есть совершитель Евхаристии, литургически всегда представляющий всю Церковь.

Причащаясь Святых Даров, человек не перестает быть человеком, но восстанавливает свое отношение к Богу, становится частью Тела Христова и возвращается в мир, в семью и т. д. в силе Духа и Истины, со всеми данными ему талантами, возможностями творчества, служения и любви. Домашняя церковь требует творческих усилий, развивает любовь в служении семье, которое рассматривается как часть служения Вселенской Церкви, служения Христу и людям. Совершенно иное бывает, если дом превращается в замкнутый мир стяжания; домашней церкви не получается. Ее не получается и тогда, когда служение Церкви понимается только как служение вне дома. Обеих этих крайностей надо избегать.

Участие в Евхаристии, по мнению учителей древней церкви и некоторых современных богословов [6], есть превращение формального гражданского договора супругов в тайну Царствия Божия, в "брак о Господе, а не по похоти" [7]. "Тайна сия велика" (Еф 5:32).

Завершенный в Евхаристии и будучи "вечным даром", христианский брак дает нам надежду на то, что, как пишет свт. Иоанн Златоуст, "и в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости" [8].

Таким образом, христианский брак связан с Евхаристией, и в ней и через нее души венчающихся сливаются с Богом неизреченным неким союзом [9].

Храм Бога ВсевышнегоО выделении чина венчания из древних "брачных Литургий" свидетельствует все последование этого чина. Оно начинается литургийным возгласом – "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа..." За ним, как и при служении Литургии, следует великая ектения, дополненная прошениями о вступающих в брак; молитвы священника завершаются тем же возгласом, что и его тайные молитвы во время первого антифона; после Апостола и Евангелия следует сугубая ектения, содержащая дополнительные прошения. Заметим, что на ектениях иерейским молитвословом предусмотрены прошения на разные потребы ("на всякое прошение", "в начале всякого доброго дела", "о путешествующих" и т. д.). На венчании при хождении вокруг аналоя поются те же три гимна, что и в алтаре при хождении ставленников во иерея вокруг престола.

Одно из принципиальных отличий современного венчания от Литургии в том, что на Литургии после "Отче наш" причащаются из Чаши Святых Даров, а при венчании просто пьют из чашечки вино. Это питие, имеющее символическое значение, является отголоском, подобием древнехристианского совместного причащения новобрачных Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, совершавшегося в конце Литургии. Выделение бракосочетания из Литургии в самостоятельный чин косвенно свидетельствует о расцерковлении нашей жизни. Органическая связь брака и Евхаристии становится невозможной при браках лиц разных исповеданий, при этом неизбежно деформируется представление о домашней церкви.

Сейчас формы сочетания таинств брака и Евхаристии могут различаться в зависимости от духовного уровня жениха и Исповедьневесты, от особенностей той или иной церковной общины. Необходимо, чтобы желающие вступить в брак предварительно говели, исповедовались и совместно причащались. Очень желательно, чтобы готовящие себя к браку не утруждались чрезмерно приготовлениями к брачному пиру, а вместо этого участвовали бы в Божественной Литургии. Предпочтительнее всего причащение жениха и невесты непосредственно в день бракосочетания. Невеста вполне может приехать в храм до начала Литургии, причаститься совместно с женихом, а потом переодеться в свадебный наряд в каком-либо подсобном помещении при храме. Существует еще один вариант: обручение перед Литургией, стояние со свечами все время богослужения, совместное причащение и венчание после Литургии. Полное возвращение "брачной Литургии" возможно, однако, лишь на основании решения высшей церковной власти [10].

Готовя молодежь к венчанию, следует разъяснять смысл христианского брака и необходимость для вступления в него покаяния и причастия, чтобы супруги вошли в общность друг друга чистыми и духовно укрепленными. Это необходимо для созидания светлого двуединого (муж + жена) существа о Господе и для заложения основ домашней церкви.

Примечания

[1] Перевод: "крестящиеся во (имя) Христа в Него облачаются". – Изд.

[2] Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947. С. 351.

[3] Цит. по: Троицкий С. В. Христианская философия брака. Paris, б. г. С. 220.

[4] Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия // Православие в современном мире. 1981.

[5] Это подчеркивал еще свт. Игнатий Богоносец.

[6] Свт. Игнатий Богоносец (I в.), Тертуллиан (II в.), прот. Иоанн Мейендорф и др.

[7] Выражение свт. Игнатия Антиохийского (Богоносца), см. Писания мужей Апостольских. СПб., 1895. С. 310.

[8] Свт. Иоанн Златоуст . Беседа на послание к Ефесянам 5:22-24.

[9] Там же.

[10] Пожалуй, возвращение древнего обряда бракосочетания и невозможно. Причащение в завершении венчания требует серьезного пересмотра сложившегося чина.