Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Возвращение реликвии храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот

Возвращенная реликвия

Священник Максим Глухих, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси - храма священномученика Серафима митрополита Петроградского (Чичагова) на привокзальной площади ж/д станции Бутово, передал в наш храм печатное издание «Книга о должностях пресвитеров приходских» конца XVIII века с автографом священника Симеона Дорофеева от 5 августа 1800 года.

Это первая реликвия, вернувшаяся в храм после его закрытия в конце декабря 1929 г.                             


Читать полностью ...

Дом со зверями

Дом со зверямиВ древнем Владимире есть Дмитриевский собор, сплошь покрытый резными изображениями фантастических зверей.

Львы, грифоны, единороги — их хитросплетение не только развлекает, но и образует текст. В Москве дом с многозначительным зооморфным орнаментом тоже имеется.

У Покровских ворот в 1905–1907 годах построила свой доходный дом церковь Троицы на Грязех, и архитектор Лев Кравецкий в декоре дома использовал, по тогдашней моде, древнерусские мотивы. Правда, в звериную тайнопись вчитываться смысла нет: вид и расположение животных подчинены законам чистой эстетики.

С тех пор единственный в своем роде московский домбестиарий стал ориентиром на местности. Да и в размерах подрос — на два этажа, в 1945 году. Это в 1905-м церковным людям хватало двух этажей для нуждающихся прихожан и еще двух под сдачу — а в середине века жилищный кризис заставлял Моссовет наращивать все дома, где это позволяли стены и фундамент.

Читать полностью ...

На могиле протоиерея Андрея Беляева

Андрей Беляев 1879 гна могиле прот.Андрея Беляева13 декабря, как всем известно, празднуется день памяти апостола Андрея Первозванного. Но наверно, не все наши прихожане знают, что этот день для нашего храма имеет особое значение. Между тем, это день Ангела протоиерея Андрея Беляева, который в 1908-18 годах был настоятелем храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот.

В этом году маленькая группа наших прихожан вместе с нынешним настоятелем — о. Иоанном Каледой — посетила на Пятницком кладбище его могилу, где была совершена панихида.

Читать полностью ...

Зелёный шум

Павел Григорьевич Чесноков«Зеленый шум» - так называется произведение, которое моя тринадцатилетняя дочь поет в хоровой студии. Стихи Некрасова, музыка Чеснокова... Лизе это сочинение нравится. Хотя утверждение, что автор музыки имеет некоторое отношение к ее семье, кажется невероятным.

А между тем, Павел Григорьевич Чесноков был некоторое время регентом хора храма Святой Троицы на Грязех у Покровских ворот, храма, куда Лиза, ее родители и брат ходят...

В сухой биографической справке читаем:

« Чесноков Павел Григорьевич (1877 – 1944 ) – русский, советский хоровой дирижер, композитор, педагог. Ученик Ипполитова-Иванова. Был регентом церковных хоров. В 1915-1917- дирижер Русского хорового общества. С 1917 руководитель Государственного хора, в 1922-1928 – Московской академической капеллы. Автор свыше 500 хоровых сочинений...»

Читать полностью ...

Ктиторы нашего храма: Оловянишниковы

Церковное понятие о «ктиторах» подразумевает строителей и благоукрасителей храма, о них мы каждый раз молимся на Великом входе Литургии.

Объявление о продукцииФамилия купцов и предпринимателей Оловянишниковых была одной из самых известных. Они снабжали колоколами всю Россию, выполняли заказы для западной Европы. Их называли миллионщиками, сейчас бы сказали: миллиардеры. История семьи начинается с Ярославля, в XVII в. Оловянишниковы были посадскими людьми (особое сословие, занимавшееся торгово-промышленной деятельностью). За заслуги перед городом их семью наградили званием почетных граждан. Иван Порфирьевич Оловянишников в начале XIX в. выступал против крепостного права, несмотря на это он избирался Городским головой Ярославля.

В 1736 г. Оловянишниковы организовали ярославский колокололитейный завод, с 1882 г. колокола подбирались по тону. На всемирной парижской выставке Оловянишниковы экспонировали «звон» из 22 колоколов, составляющих две октавы хроматического звукоряда, звонили в колокола с помощью клавиш. Свинцово-белильный завод Оловянишниковых был одним из трех самых крупных по России. Промышленники принципиально отказывались от добавок, удешевлявших себестоимость белил, но снижавших их качество. Заботились Оловянишниковы не только о качестве товара, но и об экологичности производства (и это в XIX столетии!). Семья организовала в родном городе «Древнехранилище», выплачивала стипендии способной к учебе молодежи.

Дом со зверямиС 1870-х гг. семья поселяется на Покровке, становится ктиторами нашего храма. В Москве у них была фабрика церковной утвари, где изготавливались изделия из золота, серебра, бронзы, дерева, парчовые облачения. Много ли ктиторы сделали для храма? Судите сами: в 1899 г. их стараниями храм отремонтировали так капитально, что его освящали заново; они выстроили два доходных дома для храма, там располагались квартиры сотрудников храма, торгово-ремесленные помещения. Один из этих домов, знаменитый «Дом со зверями», можно найти в любом хорошем путеводителе по столице.Семья высоко ценила искусство, Виктор Иванович Оловянишников (1874-1932) был издателем замечательного журнала «Светильник».

Купеческое бережное отношение к доброму имени, репутации, чести было в полной мере присуще Оловянишниковым.Н.И. Оловянишников Николай Иванович (1875-1919) получил немецкое воспитание, которое приучало ребенка из богатой семьи к труду и строгому отношению к себе. Ктитор нашего храма, Николай Иванович, окончил Императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), прошел стажировку в Германии. Н. И. Оловянишников оставил после себя капитальный труд – книгу «История колоколов». Сергия Оловянишникова в нашем храме крестил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский пастырь был восприемником младенца, и стоит ли удивляться, ведь семья Оловянишниковых многими добрыми делами засвидетельствовала свою приверженность Православной Церкви.

После революции 1917 г. производство Оловянишниковых постигла катастрофа, в их московский дом въезжает ЧК. Те Оловянишниковы, кто не захотел эмигрировать, новой властью расстреливались, томились по тюрьмам и лагерям. Грандиозный социальный катаклизм забрал жизни у достойнейших сынов России, – как сейчас нужны нам такие люди, как Оловянишниковы!

История Храма после революции

В середине 1929-го года Храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет – ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным). Но в руках григорианцев Храм пробыл недолго: в начале января 1930-го года он был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 50-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объем здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря. В 1979 году свод здания дал трещину (недаром храм именовался «на Грязех»), дом культуры был закрыт и здание постановлено на капитальный ремонт. В 1980-1981 годах были проведены большие ремонтные работы по укреплению фундаментов.

К началу 90-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов

О создателех святаго храма сего...

храм Знамения в ХовриноПредлагаем нашим читателям статью о Евграфе Молчанове, тщанием коротого было построено нынешнее здание нашего Храма. Эта статья была предоставлена редакцией газеты "Лампада", в которой и был опубликован этот материал.

10/23 декабря – день памяти святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа, престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине.

Евграфовский престол этого храма – ныне единственный в Москве с таким названием. Он находится в верхнем Знаменском храме и является приставным. Со времени его возобновления именно на этом престоле служится ранняя Божественная литургия.

До революции престол во имя святого Евграфа помещался в алтаре нижнего Никольского храма нашей тогда еще сельской церкви. Была церковь мученика Евграфа и в старой Москве на кладбище Спасо-Андроникова монастыря. История обоих храмов связана с именем Евграфа Владимировича Молчанова, небесным покровителем которого был святой Евграф.

Читать полностью ...

О названии "на Грязех"

Название «на Грязех» дано церкви потому, что к северу от нее из Поганых (позже Чистых) прудов сквозь стену Белого города и церковный двор протекал ручей Рачка. В начале он разливался большой лужей, а за алтарем храма превращался в «поток» и далее тек на юг. Он-то и образовывал на Покровке грязь, хоть через него и был перекинут деревянный мостик.

В разное время храм назывался как церковь Василия Кесарийского на Старых Грязех, церковь Троицы на Старых Грязях, храм Собора Богородицы на Грязех, церковь иконы «Трех Радостей» на Грязех, собор Трех Радостей. В документах за разное время стоят разные названия одной и той же церкви. А в своем заявлении на имя Управляющего Московской епархией Преосвященному Арсению, Епископу Серпуховскому от 5 марта 1926 г. церковно-приходской совет просит “разрешить протоиерею Александру Смирнову совершение Богослужений в храме Собора Богоматери «Трех Радостей» – Св. Троицы, что на Грязех, у Покровских ворот”.

Интересно, что главный придел – Святой Троицы – расположен справа, а центральный придел – иконы Божией Матери «Три Радости». Это связано с тем, что Троицкий придел появился гораздо раньше (с 1625 года), и при перестройке Храма М.Д.Быковским фундамент и нижняя часть стен Троицкого придела остались прежними.

О названии «Старые Грязи» писал И.М.Снегирев: «Некоторые урочища слывут только старыми, вероятно, оттого, что они не повторяются в других местах, как-то: Св. Троицы на Старых Грязех… К болотам во многих, особливо низменных, местах Москвы принадлежали Грязи, известные нам теперь только по названиям урочищ церквей. Укажем на них. В Белом городе в XVII веке церковь Св. Василия Кесарийского на Грязех, по описи XVII в. на Старых Грязех, на Покровке.»

В 1899г. церковь обновлялась. Крупных изменений не последовало; здание и интерьер храма лишь обновлялись тщанием ктитора Храма Ивана Порфирьевича Оловянишникова. Его стараниями мраморный иконостас и позолота были возобновлены; стены всего храма вновь украшены орнаментами и живописью, возобновлена вся утварь; снаружи храм был подвергнут капитальному ремонту.

История Храма в середине XIX века

М.Д. БыковскийВ середине XIX века ктитором Храма стал Е.В. Молчанов. На его средства Храм был перестроен по проекту М.Д. Быковского в 1861 году.

Центральный престол иконы Божией Матери Трех Радостей освящен 10 декабря 1861 года Святителем Филаретом, митрополитом Московским, который освящал наш храм в 1826 году. Митрополит Филарет очень любил архитектуру Быковского, к самому архитектору чувствовал большую симпатию, неудивительно, что наш вновь построенный храм освящал опять сам Святитель.

Храм в начале XIX века

свт.Филарет (Дроздов)Во время московского пожара 1812 года при нашествии Наполеона храм Троицы на Грязех не пострадал. В его клировых ведомостях не зафиксированы какие-либо покражи и утраты, связанные с присутствием французов, как это часто встречается в документах московских церквей. Однако после пожара, затронувшего почти весь город, Москва приобретала новый вид, изменения затронули и нашу церковь.

В 1819 году старая теплая церковь была разобрана, и на средства ктитора Храма купца, почетного гражданина, Ивана Ивановича Борисовского выстроена новая, с приделами Собора Богоматери (или иконы Божией Матери Трех радостей – празднуется в день Собора Богоматери 8 января) и святителя Николая. 12 сентября 1826 года Храм освящал Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

История Храма в XVI-XVIII вв.

Белый город между улицей Мясницкой и Яузой, включающий улицу Маросейку (Покровку), начал застраиваться позднее, чем другие регионы Белого города. Историки М.Н.Тихомиров и П.В.Сытин согласны во мнении, что вплоть до самого конца XV века на этом месте был бор, о чем свидетельствуют названия окрестных церквей «на бору», «под бором» и тому подобные. Сытин полагает, что тогда на месте нынешней Маросейки проходила Стромынская дорога. В конце XV века между Стромынской дорогой (то есть Маросейкой–Покровкой) и рекой Яузой Иван III разбил огромный сад. Первые здания появляются здесь в XVI веке. Это были деревянные постройки, в которых селились знатные семьи выходцев из Новгорода и Пскова. К этому же времени относится постройка первой церкви на месте нынешнего храма Святой Троицы на Грязех.

Читать полностью ...