Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Слово новомучеников 18. церковного управления (Указ 362).

 

Документ, который мы читаем в сегодняшнем выпуске, не похож ни на один другой в истории Русской Церкви. Указом № 362 от 20 ноября 1920 года допускалось прекращение деятельности высшего церковного управления, потеря всякой связи с патриархом, а также глубокая дезорганизация церковной жизни.

Архиереям на местах (а также мирянам и клиру при их отсутствии) было предписано в любых обстоятельствах инициативно, творчески-свободно выстраивать жизнь Церкви, используя любые имеющиеся возможности. Все постановление проникнуто духом церковной свободы и, более того, доверием к этой свободе.

Слово новомучеников 19. Пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на смерть!

 

«Голодающие Поволжья». Сейчас это словосочетание воспринимается как элемент советской агитации. Тогда же, в 1921–1922 годах под этими словами подразумевались тысячи умерших в день, канибализм, разруха и перспектива ещё более страшного голода в следующем году.

Только общее усилие всего населения страны и неравнодушных людей зарубежом могло переломить ситуацию. Именно в этот момент Советская власть осознала, что настоящим доверием и внутри и вне страны пользуется только Церковь. Патриарху Тихону было разрешено обратиться с воззванием о помощи голодающим ко всем людям доброй воли.

Текст этого воззвания, оглашенного в августе 1921 года с амвона Храма Христа Спасителя, прочтёт председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).

Слово новомучеников 17. Наркомюста о ликвидации мощей.

 

Церковь, объявленная вне закона, по необъяснимым для большевиков причинам не ушла в небытие сама собой. Чтобы подорвать её авторитет среди населения, власти решили ударить в самое сердце народной веры: почитание мощей святых.

Согласно постановлению Наркомюста, которое мы читаем в этом выпуске, «местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий».

Текст постановления (Постановление Народного ко… https://telegra.ph/Postanovlenie-Naro... ) в котором описываются достижения советской власти по борьбе с останками святых и дальнейший план действий в этом направлении, читает преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Иван Бакулин.

Слово новомучеников 16. Церковь побеждает, когда ей вредят. Наречение свщмч. Илариона.

 

Признанный церковный учёный, архимандрит Иларион Троицкий всю свою жизнь мыслил как служение Богу и Церкви. Его главным делом была церковная наука, а полем деятельности — пустынная тишина кабинета.

В спокойное время никогда не стремившийся и даже избегавший архиерейской чести архимандрит во время смут и потрясений смиренно принял возложенное на него служение. «Вижу ныне ясно, что велика нужда в делателях на ниве Божией.

Знаю теперь твердо, что воля Божия управляет Церковью и не без Божией воли поставляются в Церковь епископы». Девять полных подвига и трудов лет прожил будущий священномученик после хиротонии во епископы, из которых шесть — в тюрьмах и лагерях.

Слово новомучеников 15. Красиков П.А. Кому это выгодно?

Красный Террор был объявлен в сентябре 1918 года, но его систематическое проведение было затруднено ведением гражданской войны.

Какую политику по отношении к Церкви должно было проводить в этих условиях государство? Должно ли оно опираться на наиболее прогрессивное и готовое к сотрудничеству духовенство и двигаться путём постепенных преобразований Церкви?

Или всё духовество должно быть окончательно упразднено, а религия - отправлена в архив истории? Полемике идеологов нового государства на страницах советских газет посвящен этот выпуск.

Слово новомучеников 13. Свт. Тихон. Обращение в связи с первой годовщиной Октябрьской Революции

5 сентября 1918 года Красный террор был узаконен специальным декретом. «Для внесения большей планомерности» в борьбу с контрреволюцией с этого момента уничтожению должны были подвергаться не частные личности, а отдельные социальные классы во всей полноте.К первой годовщине Октябрьской революции власти надеялись достичь существенных результатов в этой работе.

Патриарх Тихон обратился к Совету народных комиссаров со словом обличения и увещания: «отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая»

Слово новомучеников 12. сщмч. Сергий (Шеин). Доклад на последнем соборном заседании

Поместный Собор 1917 года продолжался весь первый послереволюционный год. Он устраивал церковную жизнь в новом мире и формулировал позицию Церкви в связи с происходящими событиями. Из более чем пятисот его участников около половины впоследствии пострадали за свою веру.

Каждый десятый участник Собора причислен к лику святых Новомучеников и исповедников российских.20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора его секретарь Василий Шеин, будущий священномученик Сергий, зачитал доклад, в котором изложил фактические результаты формально объявленной в Советской России политики свободы совести.

В этом тексте мы услышим истории и имена верных, от мирян до епископов, которые были арестованы или убиты за имя Христово.Текст читает преподаватель ПСТГУ, старший научный редактор ЦНЦ «Православная Энциклопедия» Пётр Пашков.

Слово новомучеников 11. Митр. Арсений Стадницкий. Слово к Собору: "приспело время подвига"

24 августа 1918 года Наркомюст опубликовал инструкцию по проведению в жизнь "Декрета об отделении Церкви от государства". Декларативный характер декрета был однозначно истолкован в инструкции: Церковь отделяется от государства с целью её уничтожения.

В течение двух месяцев с момента опубликования инструкции, всё церковное имущество должно было перейти в собственность местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, а церковные средства становились доходом казны. Запрещались любые публичные религиозные церемонии вне стен храмов.

Обсуждению новой ситуации жизни Церкви Поместный собор Русской Церкви посвятил отдельное собрание. Со словом к участникам этого заседания и призывом показать всем православным христианам пример подвига мученичества обратился митрополит Арсений (Стадницкий). Обращение читает выпускник ПСТГУ священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино.


Слово Новомучеников 10. Свт. Тихон. Слово на убийство императора

Расстрел царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошёл с согласия советских властей, но вне правового поля, без расследования и суда. Патриарх Тихон категорически протестовал против произошедшего: "наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Пусть за это наказывают нас, пусть за это называют нас контрреволюционерами!".

Расстрелянному императору патриарх посвятил свою проповедь в Казанском соборе Московского Кремля 21 июля. Её текст прочтёт настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов.

Слово новомучеников 9. Прот. Иоанн Восторгов. Чудо и вера. Последняя проповедь

Накануне празднования 1 мая 1918 года большевики завесили красными знамёнами икону Спасителя на Спасской башне Кремля. Верующие, для которых этот день был кануном Великой Среды, выразили протест, после чего были обстреляны со стен Кремля.

Однако завеса с иконы упала сама собой, воодушевив верующих радостью о чуде. «Не удержит народной веры и силы Церкви никакое насилие!» — с такими словами обратился протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного) к своей пастве 22 мая, вспоминая эти события после крестного хода к Никольской башне Московскго Кремля. Отец Иоанн благословил народ на подвиг исповедничества, а для него самого этот подвиг начался уже через 10 дней, когда он был арестован. Расстрелян менее, чем через полгода, 5 сентября 1918 года.