Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Слово новомучеников 6. Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви.

Курс на искоренение Церкви большевики взяли ещё до своего прихода к власти. "Всякая религиозная идея это самая опасная мерзость и самая гнусная зараза", писал Ленин ещё в 1913 году. А уже в ноябре 1917 года Совнарком, высший орган управления в Советской России, выпускает ряд документов, которыми лишает Церковь ряда прав, принадлежавших её до революции. Центральное место в этом ряду занимает Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, которым Церковь лишалась статуса юридического лица, прав собственности на любое имущество, а в школах было запрещено преподавание религии. Фактически, это означало не свободу вероисповедания, а ликвидацию Церкви, как института. Документ, который редактировал лично В.И. Ленин, читает преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Иван Бакулин.

Слово Новомучеников 5. Митр. Арсений (Стадницкий). Слово в память об убиенном митрополите Владимире

Всероссийский митрополит — так называли вл. Владимира потому, что за свои 30 лет епископского служения он последовательно возглавлял все три существовавшие на тот момент митрополии Русской Церкви — Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую.

Бог распорядился так, что человек, возглавлявший три столичные русские кафедры, выступавший за целостность Русской церкви в противовес сепаратистам, бывший почётным председателем Всероссийского Поместного Собора, стал первым мучеником за Церковь из числа архиереев.

Единство Церкви, ради которого вл. Владимир трудился при жизни, было укреплено его смертью: память всех новомучеников и исповедников Российских совершается теперь в бижайшее воскресенье к дню его убийства большевиками — 7 февраля 1918 года. Несмотря на гибель своего почётного председателя, Поместный Собор продолжал свою работу.

На одном из заседаний митрополит Арсений (Стадницкий) выступил со словом, в котором рассказал о непростом жизненном пути своего почившего друга и соработника. Текст читает научный сотрудник Отдела Новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ чтец Михаил Гар.

Слово Новомучеников 4. Свт. Тихон. Анафема творящим беззакония

В первые дни после прихода в большевиков к власти Церковь попала под прицел Красного терррора. Были изданы декреты о национализации церковного имущества, отмене национально-религиозных привилегий и ограничений, лишении духовенства сословных прав, изъятии всех церковноприходских школ, отмене церковных браков. Храмы, духовенство, монастыри становились жертвами прямого произвола местных властей, подвергались бандитским нападениям, безнаказанному разбою.

В начале третьего месяца своего патриаршества свт. Тихон выступил с заявлением, в котором прямо назвал происходящее началом гонений на Церковь, провозгласил анафему всем, творящим беззаконие, и призвал верных чад Церкви встать на её защиту.

Слово Новомучеников 3. Послание Собора по поводу убийства прот. Иоанна Кочурова

Как раз в то время, когда на Соборе Русской церкви решался вопрос о восстановлении патриаршества, большевики заняли Царское село. Накануне молебен "о спасении державы Российской и об утолении в ней раздоров и нестроений" с крестным ходом совершили клирики Царскосельского Екатерининского собора.

На следущий день трое из них были арестованы, а один из них, протоиерей Иоанн Кочуров, был расстрелян на месте и заколот штыками. Жестокое убийство священника, чья вина состояла лишь в молитве о мире, стало поворотной точкой в истории Русской Церкви. Исключительное значение этого события побудило отцов Собора обратиться с воззванием ко всему православному народу.

Слово новомучеников 2. Свт. Тихон при интронизации на патриарший престол

21 ноября 1917 года в Русской Церкви было восстановлено патриаршество. Свт. Тихон был облачён в первосвятительские обежды, которые 200 лет хранились без использования в ризнице Успенской церкви Московского Кремля, и интронизован на патриарший престол. В тот день первое слово свт. Тихона к пастве прозвучало в почти пустом храме: власти пустили на богослужение очень ограниченный круг людей. Сегодня мы, наконец, можем услышать его: текст прочтёт настоятель храма Крестовоздвижения в Митине, священник Стахий Колотвин.

Слово новомучеников 1. Свт. Тихон при благовестии ему патриаршества.

После избрания жребием Божиим на патриарший престол митрополита Тихона, делегация архиереев – членов Всероссийского поместного собора – отправилась в резиденцию митрополитов Московских на Троицкое подворье на Самотёке. Там к избранному предстоятелю Православной Российской Церкви обратился с официальным извещением об избрании архиепископ Антоний (Храповицкий). Приняв возложенный на него промыслом Божиим крест, святитель обратился с ответным словом ко всем собравшимся. Это было здесь. В Крестовой церкви Троицкого подворья.

Слово новомучеников. Тизер

Сила Божия совершается в немощи. В немощи являет себя нередко величие духа. Некогда славные — стали унижены. Некогда восхваляемые — повержены. Вся страна погрузилась в пучину страданий и горя. Перед лицом смертельного страха, перед лицом того самого стука в дверь, перед лицом неправедного суда, перед направленным дулом винтовки – они остались верны. Под крики богохульников, под лязганье тюремных замков, под клевету и оскорбления, под плач самых близких людей – они говорили.

Проект «Слово новомучеников» позволяет услышать и отчасти даже увидеть историю Русской Церкви. Мы попытаемся приблизиться к тем святым, которые ближе всего к нам по времени, но так часто остаются для нас непонятными.

Духовные поучения. Преподобный Исаак Сирин


Исаак Сирин-  Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его....   А когда разлучишься с ним, говори о нём хорошее...  Пусть всегда будет у тебя этот нрав - ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не огорчай по причине злых дел и никому не завидуй. Не берись кого-либо и в чём-либо порицать и обличать.

-  Кто ради Бога чтит всякого человека, тот по промыслу Божию втайне обретает себе помощь от всякого человека.

-  С тем, кто высокоумен и страждет завистию, говори осторожно. Ибо, как скоро скажешь что, дает он словам твоим в сердце своем какое ему угодно толкование; и слова твои в уме его извращаются сообразно с его недугом.

-  Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем, и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться на кого или укорять кого со страстью. Указанием любви и ведения служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе, Господе нашем.

-  Друг, обличающий тайно, - мудрый врач, а врачующий перед глазами многих есть ругатель.                                      

-  Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй по крайней мере языком.                                                             

-  Сближайся с праведными и чрез них приблизишься к Богу.

-  Беседа с благоразумными - сладкий источник.                                                                                                                                                  

-  Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи... Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими; ибо это признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один.                                                                                                                                                            

-  Невозможно приблизиться к Богу без скорби.

-  Тебе Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей. 

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЧЕ ИСААЧЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Можно ли человека любить и ему не доверять?

Можно ли человека любить и ему не доверять? Можно. Истинная любовь к человеку совсем не означает обоготворения всех его качеств и преклонения перед всеми его действиями. Истинная любовь может замечать и недостатки человека, столь же остро, как и злоба. Даже ещё острее. Но любовь, не как злоба, а по-своему, по-любовному относится к недостаткам человека. Любовь бережёт и спасает человеческую душу для вечности; злоба же топит, убивает. Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту....И более остро, чем злоба, видит все несовершенство этого мира. 

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)

О непрестанной молитве

Непрестанная молитва есть наивысшая премудрость, и она не заключается в словах, в чтении вслух и в поклонах, в стоянии перед иконами, а требует только, чтобы мы везде и всегда памятовали о Боге, все предпринимали с мыслию о Нем, и все совершали во славу Божию.  

Митрополит Серафим Чичагов