Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Обитель Святого Петра. Часть 2.


https://pp.userapi.com/c850032/v850032902/10b8c3/E9Zf9i2PXxs.jpg

Очередную экскурсию с Екатериной Казаковой мы начали в центре зала станции метро «Тверская». Уже привычным маршрутом по Страстному бульвару направились к Высоко-Петровскому монастырю.

Перед нами предстал Боголюбский Храм.Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского.

В начале XVI в. на этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагается некрополь обители.

В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.

В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были вынесены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернен и перестроен внутри.

В настоящее время богослужения в храме не совершаются. Храм требует восстановительных и исследовательских работ.

В Храме находится Боголюбская Икона Божией Матери.

Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной Русской православной церковью икона Богородицы  , написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения. Празднование совершается 18 июня (1 июля).

Боголюбская икона, подобно Владимирской иконе, отличается мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

По словам искусствоведа Левона Нерсесяна: «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи. К тому же она находилась в не слишком подходящих для неё условиях — я имею в виду прежде всего пресловутый температурно-влажностный режим, до которого ни в средневековье, ни в Новое время никому не было дела…».

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую. Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Список Боголюбской иконы, находящийся в Высоко-Петровском монастыре, очень интересен. Перед Богородицей на коленях изображён Андрей Боголюбский, и вокруг него – дубовые заросли.

Расставаться с Екатериной и Её рассказом не хотелось, и, по завершении экскурсии, многие пошли в трапезную Высоко-Петровского монастыря, где с удовольствием поужинали.

Очередная экскурсия в Высоко-Петровский монастырь состоится 17 февраля, в 14.00. Встречаемся в центре зала станции метро «Тверская». 

                                                                                Автор: Евграф Котлов