 |
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 29.03.2014 00:00

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из "Слова в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его "Лествице" 15 марта 2007г.
«…Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.
«Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней,- по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.
Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость.
Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви...
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 25.03.2014 12:51
В субботу отошел ко Господу клирик храма Трёх Святителей на Кулишках Сергий Сиренко.
Отпевание диакона Сергия, который служил в нашем благочинии, назначено на вторник.
Он родился 22 мая 1964 года в Москве. В 2006 году окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
В 2007 г. рукоположен во диакона. 5 лет о. Сергий был преподавателем кафедры Практического богословия ПСТГУ.
Вечный покой подаждь, Господи, диакону Сергию!
- Подробности
-
Опубликовано 25.03.2014 00:00
Православный французский богослов Жан-Клод Ларше работает над весьма непростой задачей – догматической трилогией. Тема ее экклезиологическая, она заявлена в названии: «Церковь, Тело Христово». Вышедший из печати первый том по экклезиологии дополнительно озаглавлен так: «Природа и структура».
Книгу Ларше отличает от ранее опубликованных монографий по православной экклезиологии – ее всеобъемлющий характер, учтено все, что можно учесть на текущий момент. Это значит, что, рассуждая о Церкви, Ларше обращается к текстам Священного Писания и святоотеческим творениям, и еще к богословским исследованиям XIX и XX столетий. Последним уделяется немалое внимание, и если к работам протоиерея Георгия Флоровского и В. Н. Лосского отношение у Ларше весьма и весьма уважительное, то экклезиологические работы протопресвитера Николая Афанасьева и митрополита Иоанна (Зизиуласа) рассмотрены в книге с критических позиций. Этот дискуссионный момент, несомненно, еще усиливает интерес читателя, который знакомится с книгой Ларше. О сути критических замечаний в книге я напишу ниже.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 24.03.2014 00:00

25 марта день памяти преподобного Симеона Нового Богослова (1021г.)
Преподобный Симеон - возможно самый выдающийся мистик Православия, один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». В своих «Гимнах любви» он запечатлел тягу человеческой души к Богу. Радостно-изумленные гимны Симеона Нового Богослова могут помочь сегодняшнему человеку, привыкшему к напору обесцененных слов, к буйству искусственно вызванных чувств, остановить свой суетливый бег, и спокойно, в тиши собственной комнаты, обратиться к Богу и собственному сердцу со словами мира и любви.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 22.03.2014 00:00
Протоиерей Александр Шмеман из книги «Воскресные беседы»:
«В субботу на третьей неделе Великого поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя называется Крестопоклонной. Мы знаем, что Великий пост — это подготовление к Страстной седмице, когда вспоминает Церковь страдания, распятие и смерть на кресте Иисуса Христа. Таким образом, вынос Креста напоминает нам о цели нашей собственной усиленной, углубленной религиозной жизни в эти великопостные дни. В связи с этим уместно вспомнить о месте Креста, этого главного, высшего символа, в христианской вере…
…первый смысл Креста — это смысл его как суда над злом, или, еще вернее, над тем псевдо-добром, в которое в мире сем вечно рядится зло и которое обеспечивает злу его страшную победу на земле.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 21.03.2014 00:00
По традиции 22 марта в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся на Руси пекли булочки из постного теста в виде птиц. В народе их называли «жаворонками».
Почему именно «жаворонками»? Одно из объяснений следующее: «крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем "падает" к земле, говорили об особом дерзновении и смирении этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесённую мучениками, их смирение и устремлённость ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды – Христу».
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 21.03.2014 00:00
Из проповеди в день памяти Святых 40 мучеников Севастийских митрополита Филарета (Вознесенского):
«…У сорока мучеников было необычайное страдание и после многих истязаний, в конце концов, мучители их погнали в замерзающее озеро, которое наполовину замерзло.
Не победив страшными пытками, и голодом, и морозом, повели этих сорок человек, и они там стоят, ободряют друг друга и, несмотря на страдания и мучения физические, духом радуются, сознавая, что Господь благоволит этот подвиг, этот подвиг их великой веры.
Но вот, один из них не выдержал, смалодушествовал, выбежал из ледяного озера, как говорится в Житии святых, и бросился в здание — баню натопленную, которая была на берегу специально для того, чтобы страдавшие видели и понимали, как легко спасение от мороза — только откажись от своего исповедания и иди там отогревайся.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 17.03.2014 00:00

Рецензируемая книга состоит из шести глав: вводной, главы о переводе Пятикнижия, книги Исаии (эти главы написаны А. ван дер Коэем), книги Притч, книги Иова (написаны Дж. Куком) и заключительной.
Среди неспециалистов по библейской текстологии распространено мнение, что перевод Семидесяти включал в себя весь Ветхий Завет, тогда как в письме Аристея, содержащем повествование об этом переводе, говорится только о переводе Пятикнижия. К тому же, уже давно был доказан неисторический характер этого письма.
Таким образом, вопрос о происхождении каждой части Септуагинты остается открытым. Этому вопросу и посвящено данное исследование. Авторы в первую очередь интересовались культурным и географическим аспектами переводов, т. е. кем и где они были сделаны. В главе, посвященной переводу Пятикнижия, основное внимание уделено анализу лучшего исследования письма Аристея, выполненного Сильвией Хонигман. По ее мнению, главной целью автора письма было приравнять труд переводчиков Пятикнижия к древним александрийским исследователям Гомера.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 16.03.2014 18:25

- Подробности
-
Опубликовано 14.03.2014 00:00
15 марта – день поминовения усопших.
«…Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна. Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких…»
священник Павел Гумеров
- Подробности
-
Опубликовано 12.03.2014 00:00
Случилось так в моей жизни, что с детства я знаком с живописью, с храмовым убранством, с иконами – старинными и нового письма. Мой отец был художник-любитель, а как прилежный прихожанин, выполнял различные просьбы и поручения настоятеля: где икону подправить, где лик потемнел – или от копоти и грязи очистить, старинное Евангелие переплести. В молодости я тоже мечтал стать художником, но только уже профессионалом. Учился основам изобразительного искусства и немного успел поработать в миру художником-оформителем. Когда же Господь направил мой путь к церковному служению, то и тут я не переставал применять свои навыки в художественной сфере. Мне посчастливилось учиться в иконописном кружке Марии Николаевны Соколовой (монахини тайного пострига Иулиании). Много икон прошло через мои руки, особенно после того, как я уже постиг многие секреты реставрации старинной живописи. Лишь умножившиеся заботы, связанные со священнослужением и участием в церковной жизни оторвали меня от любимого и понятного мне ремесла реставрации икон.

На снимке: отображение лика Христа на иконе из Покровской церкви в Ишиме. Ноябрь 2002. В настоящее время над иконой и отделённым от неё стеклом построена резная сень.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 09.03.2014 21:34
Дорогие братья и сестры!
В последнее время в СМИ стали появляться сообщения о том, что в феврале этого года «Члены Федерации за всеобщий мир, связанной с религиозной организацией Муна, провели волонтерский проект в московском храме Троицы на Грязех (РПЦ МП)».
В связи с этим считаю своим долгом подчеркнуть следующее: действительно, 5 февраля на работы волонтеров «Реставросъ» пришла группа молодых студентов (5 юношей и 5 девушек), и попросились принять участие в работах по храму. О своей принадлежности к организации Муна они не говорили. Их, как новых добровольцев-помощников, тепло встретили и вместе со всеми по окончании работ пригласили на трапезу-посиделки. Ни настоятеля, ни кого-либо другого из священнослужителей на этой встрече не было.
Опубликована фотография, сделанная этими людьми в нашей трапезной; на ней они держат в руках плакат «Молодежные послы мира». Это фото было сделано в отсутствии руководителей «Реставроса», им плакат не показывали.
Руководству «Реставроса» указано на необходимость более бдительного внимания ко вновь приходящим волонтерам, с целью предотвращения с их стороны провокационных действий.
прот.Иоанн Каледа
- Подробности
-
Опубликовано 09.03.2014 00:00
Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете. Удивительно раскрывает свои смыслы книга Иова. Ее положено читать Великим постом на церковных службах. Она готовит нас к встрече со Страдавшим и Воскресшим Христом. О чем повествует ветхозаветная книга? О взаимоотношениях Бога и человека, как и любая другая библейская книга. Господь правит миром, награждает праведников и наказывает грешников. Но, как видно из книги Иова, не всякое бедствие есть наказание за грех. В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось. Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова – сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих. Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, – не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи. Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом потерял всё – детей, имущество, здоровье – и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8). И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы. И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима. И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 08.03.2014 00:00
Православная духовная традиция необычайно богата. Многие подвижники оставили после себя наставления и описания своего опыта. Или опыта своих наставников, предшественников. Сотни и сотни томов написали… Одному человеку за всю жизнь эту духовную библиотеку не прочитать.
Эти тома о христианском подвижничестве оставили отнюдь не графоманы. И потому писания подвижников почти всегда «вынужденные». Автора попросили что-то объяснить, вот он и отписал. Его ответ прочли, приняли к сведению, сохранили. И библиотека православной духовной литературы пополнилась еще одной «единицей хранения». Поскольку цели у авторов были практические – помочь адресату, то в основном писания подвижников говорят о начальных ступенях духовного восхождения. Ведь их адресаты были именно новоначальные подвижники.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 07.03.2014 02:53
ЧЕРНЕЦТВУ, КЛІРИКАМ ТА МИРЯНАМ УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ
Канцелярія Київської Митрополії Української Православної Церкви інформує про благословення Високопреосвященнішого митрополита Чернівецького і Буковинського Онуфрія, Місцеблюстителя Київської митрополичої кафедри, чернецтву, клірикам та мирянам УПЦ кожного дня протягом Великого посту, по можливості, прочитувати одну або більше кафизм з Псалтирі за мир в Україні.
З благословенням
+АНТОНІЙ, МИТРОПОЛИТ БОРИСПІЛЬСЬКИЙ І БРОВАРСЬКИЙ, КЕРУЮЧИЙ СПРАВАМИ УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ
Давайте и мы присоединимся к чтению Псалтири о даровании мира Украине. Кто может, будем читать по одной кафизме в день. На каждую "славу" будем читать специальную молитву.
А кому это трудно, будем читать хотя бы по одной "славе" или даже по одному псалму – но ежедневно.
- Подробности
-
Опубликовано 03.03.2014 00:00
Зачем христианину помнить о существовании дьявола? Что человек может, а что — нет? Где границы разумной смелости и осторожности? Есть ли, нет ли … какая разница?
Существенная. Если есть, то приходится быть осмотрительным. Все подвижники ругают беспечность и хвалят осторожность. И не только подвижники. Все разумные люди согласятся, что многие трагические случаи произошли только по неосторожности. История бедствий человечества — это, можно сказать, история неосторожности. Мысленно пройдем по историческому пути от наших дней назад. Сколько случаев фатальной неосторожности можно набрать? Сколько жестоких войн было развязано из-за преступной беспечности? Если углубиться еще на один шаг, в доисторическую жизнь людей, мы опять увидим неосторожность со смертельными последствиями. Жизнь первых людей, наших святых праотцев Адама и Евы, началась в раю. Начало было исключительно благоприятным.
Читать полностью ...
|
|
 |
|