 |
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 22.06.2022 00:00
Успехи патриарха Тихона в сборе средств на помощь голодающим шли вразрез с действительными планами правительства на кампанию по изъятию церковных ценностей.
После событий в Шуе, Ленин пишет специальное секретное письмо, чтобы скорректировать действия партии в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.
Главная мысль этого письма: "чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".
- Подробности
-
Опубликовано 18.06.2022 00:00
«Голодающие Поволжья». Сейчас это словосочетание воспринимается как элемент советской агитации. Тогда же, в 1921–1922 годах под этими словами подразумевались тысячи умерших в день, канибализм, разруха и перспектива ещё более страшного голода в следующем году.
Только общее усилие всего населения страны и неравнодушных людей зарубежом могло переломить ситуацию. Именно в этот момент Советская власть осознала, что настоящим доверием и внутри и вне страны пользуется только Церковь. Патриарху Тихону было разрешено обратиться с воззванием о помощи голодающим ко всем людям доброй воли.
Текст этого воззвания, оглашенного в августе 1921 года с амвона Храма Христа Спасителя, прочтёт председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).
- Подробности
-
Опубликовано 18.06.2022 00:00
Документ, который мы читаем в сегодняшнем выпуске, не похож ни на один другой в истории Русской Церкви. Указом № 362 от 20 ноября 1920 года допускалось прекращение деятельности высшего церковного управления, потеря всякой связи с патриархом, а также глубокая дезорганизация церковной жизни.
Архиереям на местах (а также мирянам и клиру при их отсутствии) было предписано в любых обстоятельствах инициативно, творчески-свободно выстраивать жизнь Церкви, используя любые имеющиеся возможности. Все постановление проникнуто духом церковной свободы и, более того, доверием к этой свободе.
- Подробности
-
Опубликовано 14.06.2022 00:00
Церковь, объявленная вне закона, по необъяснимым для большевиков причинам не ушла в небытие сама собой. Чтобы подорвать её авторитет среди населения, власти решили ударить в самое сердце народной веры: почитание мощей святых.
Согласно постановлению Наркомюста, которое мы читаем в этом выпуске, «местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий».
Текст постановления (Постановление Народного ко… https://telegra.ph/Postanovlenie-Naro... ) в котором описываются достижения советской власти по борьбе с останками святых и дальнейший план действий в этом направлении, читает преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Иван Бакулин.
- Подробности
-
Опубликовано 10.06.2022 08:45
Признанный церковный учёный, архимандрит Иларион Троицкий всю свою жизнь мыслил как служение Богу и Церкви. Его главным делом была церковная наука, а полем деятельности — пустынная тишина кабинета.
В спокойное время никогда не стремившийся и даже избегавший архиерейской чести архимандрит во время смут и потрясений смиренно принял возложенное на него служение. «Вижу ныне ясно, что велика нужда в делателях на ниве Божией.
Знаю теперь твердо, что воля Божия управляет Церковью и не без Божией воли поставляются в Церковь епископы». Девять полных подвига и трудов лет прожил будущий священномученик после хиротонии во епископы, из которых шесть — в тюрьмах и лагерях.
- Подробности
-
Опубликовано 13.05.2022 00:00
Красный Террор был объявлен в сентябре 1918 года, но его систематическое проведение было затруднено ведением гражданской войны.
Какую политику по отношении к Церкви должно было проводить в этих условиях государство? Должно ли оно опираться на наиболее прогрессивное и готовое к сотрудничеству духовенство и двигаться путём постепенных преобразований Церкви?
Или всё духовество должно быть окончательно упразднено, а религия - отправлена в архив истории? Полемике идеологов нового государства на страницах советских газет посвящен этот выпуск.
- Подробности
-
Опубликовано 30.04.2022 00:00
5 сентября 1918 года Красный террор был узаконен специальным декретом. «Для внесения большей планомерности» в борьбу с контрреволюцией с этого момента уничтожению должны были подвергаться не частные личности, а отдельные социальные классы во всей полноте.К первой годовщине Октябрьской революции власти надеялись достичь существенных результатов в этой работе.
Патриарх Тихон обратился к Совету народных комиссаров со словом обличения и увещания: «отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая»
- Подробности
-
Опубликовано 28.04.2022 00:00
Поместный Собор 1917 года продолжался весь первый послереволюционный год. Он устраивал церковную жизнь в новом мире и формулировал позицию Церкви в связи с происходящими событиями. Из более чем пятисот его участников около половины впоследствии пострадали за свою веру.
Каждый десятый участник Собора причислен к лику святых Новомучеников и исповедников российских.20 сентября 1918 года на последнем заседании Собора его секретарь Василий Шеин, будущий священномученик Сергий, зачитал доклад, в котором изложил фактические результаты формально объявленной в Советской России политики свободы совести.
В этом тексте мы услышим истории и имена верных, от мирян до епископов, которые были арестованы или убиты за имя Христово.Текст читает преподаватель ПСТГУ, старший научный редактор ЦНЦ «Православная Энциклопедия» Пётр Пашков.
- Подробности
-
Опубликовано 26.04.2022 00:00
24 августа 1918 года Наркомюст опубликовал инструкцию по проведению в жизнь "Декрета об отделении Церкви от государства". Декларативный характер декрета был однозначно истолкован в инструкции: Церковь отделяется от государства с целью её уничтожения.
В течение двух месяцев с момента опубликования инструкции, всё церковное имущество должно было перейти в собственность местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, а церковные средства становились доходом казны. Запрещались любые публичные религиозные церемонии вне стен храмов.
Обсуждению новой ситуации жизни Церкви Поместный собор Русской Церкви посвятил отдельное собрание. Со словом к участникам этого заседания и призывом показать всем православным христианам пример подвига мученичества обратился митрополит Арсений (Стадницкий). Обращение читает выпускник ПСТГУ священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино.
- Подробности
-
Опубликовано 24.04.2022 00:00
Расстрел царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года произошёл с согласия советских властей, но вне правового поля, без расследования и суда. Патриарх Тихон категорически протестовал против произошедшего: "наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Пусть за это наказывают нас, пусть за это называют нас контрреволюционерами!".
Расстрелянному императору патриарх посвятил свою проповедь в Казанском соборе Московского Кремля 21 июля. Её текст прочтёт настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов.
- Подробности
-
Опубликовано 22.04.2022 00:00
Накануне празднования 1 мая 1918 года большевики завесили красными знамёнами икону Спасителя на Спасской башне Кремля. Верующие, для которых этот день был кануном Великой Среды, выразили протест, после чего были обстреляны со стен Кремля.
Однако завеса с иконы упала сама собой, воодушевив верующих радостью о чуде. «Не удержит народной веры и силы Церкви никакое насилие!» — с такими словами обратился протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного) к своей пастве 22 мая, вспоминая эти события после крестного хода к Никольской башне Московскго Кремля. Отец Иоанн благословил народ на подвиг исповедничества, а для него самого этот подвиг начался уже через 10 дней, когда он был арестован. Расстрелян менее, чем через полгода, 5 сентября 1918 года.
- Подробности
-
Опубликовано 20.04.2022 00:00
Протоиерей Павел Лахостский – один из активнейших российских пастырей предреволюционной эпохи. Выпускник столичной Духовной академии, он принёс немало плодов на ниве духовного просвещения. В 1917 году отец Павел был избран членом Поместного Собора Русской Церкви от Петроградской епархии.
В Москве его застала Революция и тяжелые гонения, вести о которых приходили со всех сторон. В один из апрельских дней 1918 года за заупокойной Литургией, которую возглавил патриарх Тихон, отец Павел произнёс проповедь. Это проникновенное слово было наполнено свидетельствами о зверствах большевиков и вообще о том горе, в которое погружалась Россия.
После этого выдающийся пастырь успел ещё принести свои плоды: и в Москве, и в Петербурге, и в Ярославской епархии. Не миновало его и тюремное заключение. Но всё это было после. А пока – давайте услышим проповедь о.Павла Лахостского о новых священномучениках.
- Подробности
-
Опубликовано 18.04.2022 00:00
Обнародование Декрета об отделении Церкви от государства дало всем (как верующим, так и неверующим) ясный сигнал о начале систематических гонений на Церковь. По мысли архитекторов новой жизни, религия должна была оказаться на свалке истории. Верующие не были с этим согласны. Однако, для публичного свидетельства о том, что вместо «отделения церкви от государства» начинаются настоящие гонения — требовалось истинное мужество и готовность умереть за веру и Церковь.
Настоятель московского храма святителя Николая в Плотниках, что на Арбате, протоиерей Владимир Воробьёв был одним из тех, кто решился на это. Отслужив молебен о защите Православной Церкви в один из февральских дней 1918 года, он обратился к собравшимся с призывом плакать о поругании земли Русской, но, вместе с тем, и радоваться о наступлении времени мученичества.
Отец Владимир обратил своё слово и напрямую к большевикам: «Слушайте вы, обитатели Смольного: вас мы не послушаемся, вам мы не подчинимся ни за что и никогда... Гонений и мук от вас мы не боимся. Мы их хотим, мы жаждем их кровавой красоты». Сделав ещё многое для Церкви, отец Владимир умер в тюрьме в 1940 году после десятилетнего заключения.
- Подробности
-
Опубликовано 16.04.2022 00:00
Курс на искоренение Церкви большевики взяли ещё до своего прихода к власти. "Всякая религиозная идея это самая опасная мерзость и самая гнусная зараза", писал Ленин ещё в 1913 году. А уже в ноябре 1917 года Совнарком, высший орган управления в Советской России, выпускает ряд документов, которыми лишает Церковь ряда прав, принадлежавших её до революции. Центральное место в этом ряду занимает Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, которым Церковь лишалась статуса юридического лица, прав собственности на любое имущество, а в школах было запрещено преподавание религии. Фактически, это означало не свободу вероисповедания, а ликвидацию Церкви, как института. Документ, который редактировал лично В.И. Ленин, читает преподаватель Богословского факультета ПСТГУ Иван Бакулин.
- Подробности
-
Опубликовано 14.04.2022 00:00
Всероссийский митрополит — так называли вл. Владимира потому, что за свои 30 лет епископского служения он последовательно возглавлял все три существовавшие на тот момент митрополии Русской Церкви — Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую.
Бог распорядился так, что человек, возглавлявший три столичные русские кафедры, выступавший за целостность Русской церкви в противовес сепаратистам, бывший почётным председателем Всероссийского Поместного Собора, стал первым мучеником за Церковь из числа архиереев.
Единство Церкви, ради которого вл. Владимир трудился при жизни, было укреплено его смертью: память всех новомучеников и исповедников Российских совершается теперь в бижайшее воскресенье к дню его убийства большевиками — 7 февраля 1918 года. Несмотря на гибель своего почётного председателя, Поместный Собор продолжал свою работу.
На одном из заседаний митрополит Арсений (Стадницкий) выступил со словом, в котором рассказал о непростом жизненном пути своего почившего друга и соработника. Текст читает научный сотрудник Отдела Новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ чтец Михаил Гар.
- Подробности
-
Опубликовано 12.04.2022 00:00
В первые дни после прихода в большевиков к власти Церковь попала под прицел Красного терррора. Были изданы декреты о национализации церковного имущества, отмене национально-религиозных привилегий и ограничений, лишении духовенства сословных прав, изъятии всех церковноприходских школ, отмене церковных браков. Храмы, духовенство, монастыри становились жертвами прямого произвола местных властей, подвергались бандитским нападениям, безнаказанному разбою.
В начале третьего месяца своего патриаршества свт. Тихон выступил с заявлением, в котором прямо назвал происходящее началом гонений на Церковь, провозгласил анафему всем, творящим беззаконие, и призвал верных чад Церкви встать на её защиту.
|
|
 |
|