Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Христианский взгляд. Болезни. Часть 4

По Божественному Промыслу человек создан существом духовно-телесным. Тело находитсяi.jpeg 3333 в теснейшем единстве с душой, составляя с ней единое человеческое существо. Своим устройством тело приспособлено к силам души и слу­жит ближайшим орудием общения души с внешним материальным Миром, органом обнаружения души вовне в Материальном мире. Благодаря такому тесному единству душа, по выражению преподобного аввы Дорофея, «как бы состраждет телу и сочув­ствует во всем, что делается с телом». Так, когда во время болезни ослабевает тело, ослабевает и душа; изнемогает тело, неволь­но изнемогает и душа.И по своему душевному настроению люди в болезни делаются иными, нежели какими они были в здоровом состоянии. Одни становятся в болезни нетерпеливы­ми и раздражительными, другие — печаль­ными и малодушными. Одни люди сносят свою болезнь тихо и терпеливо, другие же стонут, охают, кричат, ропщут, сердятся и бранят окружающих. У таких к телесной болезни добавляется и душевная болезнь нетерпения. Переносить болезни, особенно тяжелые, составляет немалый труд. Только тот, кто не испытал их, кто от роду не бывал болен (а много ли найдется таких людей в наше грешное время?), тот не знает, как бывают тяжелы они, какой неоцененный дар Божий здоровье! Недаром святые отцы называют болезни крестом; нелегко терпеть их греш­ному человеку! И не без причины согрешаю­щие предаются в изнеможение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Хри­ста, если они при этом принесут искреннее раскаяние в своих согрешениях. Особен­но тяжело переносить болезни длительные, хронические.

По словам святителя Иоанна Златоуста, из всех видов скорбей болезнь тяжелее все­го. Ни потеря имущества, говорит он, ни ли­шение чести, ни тяжелые труды, ни пребы­вание в узах, ни порицания, бранные речи и насмешки, ни даже потеря детей и других родственников и никакое другое подобного рода бедствие не так тяжелы, как телесные болезни. Показывает это величайший борец Терпения праведный Иов, который после того, как впал в телесную болезнь, считал смерть освобождением от теснивших его не­счастий, и когда терпел до этого другие по­стигшие его несчастья (потерю имущества, смерть всех детей и др.)» не поддавался уны­нию и почти не замечал происшедшего, раз­ве лишь настолько, насколько он был чело­век и отец. Но когда он был предан ужасной болезни (проказе) и язвам, то стал искать смерти, начал плакать и сетовать. Из этого видно, что болезнь бывает тяжелее любой другой скорби.Но то, что переживал Иов в болезни и, не вынося страданий, желал смерти, живя до христианского закона, непозволительно христианину теперь, в Новом Завете, когда благодать излита в такой степени. Когда благодать Божия коснется души, когда живая вера согреет сердце больного, а искреннее покаяние проникнет в его дух, то он и при тех же страданиях, по силе благо­дати Христовой, сумеет сохранить терпели­вость, благодушие, кротость. Что это так, приведем пример из жизни одного христианского подвижника-миссионера, показывающий, какую силу терпения в тяжких болезнях и страданиях подает вера Христова, любовь ко Христу и людям.

i.jpeg MISSIONERБельгийский миссионер, священник Дамиан Вейстер, десять лет проповедуя на Сандвичевых (или Гавайских. — Прим. ред.) островах (с 1863 по 1873 г.), до глуби­ны души тронут был положением поражен­ных проказою, которых очень много было на этих островах и которых правительство выселяло на особо назначенный для них уединенный остров Молокаи. В 1873 году, 33 лет от роду, в полном расцвете сил, отец Дамиан решил поселиться на острове Мо­локаи, с тем чтобы посвятить всю свою жизнь этим брошенным страдальцам-про­каженным, больным не только физически, но и нравственно, в большинстве своем не ведавшим истинного Бога.Отчаяние, гнетущая тоска и разврат — вот что встретил на острове о. Дамиан, где было до тысячи прокаженных. В неделю их умирало от 10 до 12 человек, но вза­мен умерших являлись новые, и убыли не было заметно. Прокаженные приготовля­ли водку из туземного растения «ки» и, подавленные отчаянием, пили это зелье без меры, чтобы забыться в опьянении. Последствием была страшная распущен­ность, особенно поражающая и омерзи­тельная среди этих обезображенных, раз­лагающихся живых трупов. Но отец Дамиан не отшатнулся от этой бездны порока. Он кротко, с словом хри­стианской любви и увещания обратился к этим озверевшим людям и в короткое время переродил их. «Ки» исчезло, и его замени­ли молитва и труд. Отец Дамиан стал нераз­лучен со своей паствою, давая им пример во всем.Меняя топор на лопату, лопату на кирку, устраивал он опрятные, удобные жилища, изыскивал колодцы, строил церкви. Страш­ную болезнь, разумеется, нельзя было из­лечить, но попечениями и мероприятиями отца Дамиана разъедающая сила болезни была приостановлена, самые же страдания значительно уменьшены. Отец Дамиан су­мел утешить страждущих, возбудить в них веру, наполнив их души надеждою на иную, лучшую жизнь там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание», а время своего служения на острове отец Дамиан обратил к христианской вере и напутствовал при кончине более двух ты­сяч прокаженных. Великая сила любви при­несла свой плод: не один из прокаженных говорил, что если бы исцеление было связа­но с уходом с острова и разлукой с отцом Дамианом, то он не хотел бы исцеления. Что касается отца Дамиана, то никакие зем­ные побуждения не могли бы разлучить его с прокаженными.«Меня жалеют, — говорил он, — а я счаст­ливейший из миссионеров». Тринадцать лет проказа не касалась отца Дамиана, и при непосредственном и постоянном общении с прокаженными все приписывали это чуду. Через 13 лет, в 1885 году, отец Дамиан впер­вые почувствовал в себе признаки зараже­ния и остался совершенно спокоен. «Я всег­да ожидал этого», — проговорил он. Через год, уже в жестоких страданиях, из­мученный проказой, он пишет: «Слава Богу, до сих пор руки целы, я ежедневно служу обедню, и это для меня величайшее утешение. Так как у меня много работы, то время проходит быстро, и радость, которою Бог наполняет мою душу, делает меня счастли­вым. Вероятно, Господь для Своих благих целей и для пользы моей души послал мне эту болезнь».В марте 1889 года, за несколько дней до кончины, среди невероятных мучений, он пишет посещавшему его художнику Клифорду: «Шлю искреннюю память дорогому другу. Тихо восхожу по крестному пути и вскоре достигну своей Голгофы».Его соборуют, и он радостно восклица­ет: «Как благ Господь! Я дожил до того, что оставляю здесь после себя двух священников и трех сестер в больнице. Мне осталось сказать: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром". Дело прокаженных обеспечено, я более не смущен и могу отойти». 15 апреля 1869 года его не стало.

Болезни святые подвижники «прини­мают за подвиг, ожидая великих венцов за терпение». «Для стяжания (небесной) славы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — нет ничего равного терпению, проявляю­щемуся при (тяжких) болезнях. Подлинно эта добродетель — царица благ по преиму­ществу и вершина венцов; и подобно тому как оно (терпение) царствует над остальны­ми добродетелями, так точно и в нем самом в особенности этот вид (терпение болезней) блистательнее прочих.,. Чем больше обжига­ют золото, тем чище оно становится», чем больше усиливаются страдания (в болезни), тем больше, при терпении их, увеличивают­ся венцы. Во всяких трудах христианского под­вижничества нужно терпение, но особенно оно необходимо в болезни, где само состоя­ние расслабления души и тела и страдания побуждают изнемогающего телом и душою человека к малодушию и ропоту. «Бог ни­чего не требует от больного, — говорит преподобный Варсонофий Великий, — кроме благодарения и терпения (и молит­вы о прощении грехов, т.е. покаяния), ибо они ходатайствуют пред Богом о немощи (человеческой)». Мы видим в учении свя­тых отцов и на примерах христианской жизни, что те, которые терпят болезни с благодарением, получают великую ми­лость Божию и благодатные дарования. «От благодарения и славословия рождает­ся живая вера; от живой веры — тихое, но могущественное терпение о Христе. А где ощутится Христос, там и утешение (еще до отъятия скорби)». «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому, — по словам пре­подобного Серафима Саровского, — она вменяется вместо подвига или даже более». Один подвижник, страдающий водянкою, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием облегчить его страдания: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной бо­лезни мой внутренний человек, а что касает­ся до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы не вдруг освободил меня от нее», ибо если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновля­ется (2 Кор 4,16).

Для нашего спасения Бог устроил много путей, чтобы обилием их сделать для нас восхождение к Нему удобным и посильным. Одни сияют девством, другие прославляют­ся брачной жизнью, иные украшаются вдов­ством; одни восходят праведной жизнью, другие — покаянием. Но ты, говорит святи­тель Иоанн Златоуст, ничего не имеешь, со­вершенно беден, слаб телом и даже из-за бо­лезни не можешь ходить. Переноси все это с благодарностью — и получишь великую награду. Такова была добродетель Лазаря, упоминаемого в евангельской притче. Он никому не помогал деньгами: как он мог де­лать это, не имея сам необходимой пищи? Он не ходил в темницы посетить заключенных: как он мог это делать, будучи не в силах сам подняться? Он не посещал больных: как он мог это делать, будучи сам расслаблен бо­лезнью и весь в ранах? Но и без этого он приобрел награду за добродетель мужест­венным перенесением всего — тем, что, видя жестокого бесчеловечного богача в чести и роскоши, а себя в таких бедствиях, беспо­мощным, лежащим в забвении у его ворот, не произнес ни одного непристойного слова (ропота или хулы). Потому он и наследовал лоно Авраамово (т.е. место блаженства пра­ведников после смерти), хотя был в глазах людей не лучше мертвого, бездейственно лежа пред вратами богача. Увенчан вме­сте с патриархом, совершившим так много добрых дел, прославлен и помещен вместе с ним тот, кто не раздавал милостыни, не подавал руки обижаемому, не принимал странников, не мог сделать ничего подоб­ного, но только безропотно все терпел и за все благодарил Бога — и получил светлый венец терпения. «Подлинно великое дело — благодарность, любомудрие (благочестие) и терпение среди таких страданий; это — выс­шая добродетель. Ибо немалое дело — обуздать страждущую душу так, чтобы она ни в чем не согрешила. Это равно мученичест­ву. Это — верх добра». «Так, если и ты, возлюбленный (христиа­нин), подвергнешься болезни, горячке или ранам, и боль будет заставлять тебя ска­зать какую-нибудь хулу (слова ропота), но ты воздержишься, будешь благодарить и славить Бога, то получишь такую же награду». Кроткое, терпеливое перенесение болез­ни святитель Иоанн Златоуст приравнивает к мученическому подвигу. «В самом деле, — говорит он, — не только то   составляет мученичество, когда кто получает приказа­ние принести жертву (идолам) и не прино­сит ее, и даже решается лучше подвергнуть­ся терзаниям, нежели исполнить это, но и то делает мучеником, когда кто, несмотря на боль (от недуга), принуждающую роптать, решается терпеть и не говорить ничего не­пристойного. Так (праведный) Иов не за то увенчан (прославлен Богом), что получил повеление принести жертву (идолам) и не принес ее, но за то, что мужественно перенес скорби. И апостол Павел прославлен за то, что с благодарностью переносил бичевания, скорби и все прочее». Также и другие апо­столы, подвергаясь бичеваниям и гонени­ям, терпя тысячи бедствий, радовались, что удостоились принять поругание за имя Хри­стово. «И ты, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — если страдаешь каким-либо не­дугом, переноси болезнь мужественно и благодари Бога, и таким образом получишь та­кую же награду, как и апостолы».

Но как тот, кто находится в болезни и страданиях может воздавать благодарение Господу? Кi.jpeg RYKI сему укрепляют христианина вера в Господа, в благой о нас Его Промысл и чув­ства покаяния и смиренного самоукорения (в грехах), а главное — искренняя любовь ко Христу. «Ведь нет, действительно нет ничего такого, чего бы не победила любовь. А ког­да появляется (в душе) любовь Божия, то она выше всего, и ни огонь, ни меч, ни бедность, ни болезнь, ни смерть, ни все прочее —- не страшны для того, кто пользуется этой любо­вью», кто стяжал эту любовь. Дивное терпение в страданиях пока­зали святые мученики. Любовь к Господу и молитва укрепляли их в мученическом подвиге. Вот один из многочисленных при­меров. Священномученик Феодот в конце III века посетил остров Кипр с проповедью о Христе. Многие уверовали во Христа. Феодот был избран епископом г. Киринеи. В начале IV века в правление Ликиния воз­никло гонение на христиан. Епископа Феодота потребовали на суд. Здесь он объявил себя христианином, отказавшись отречься от Христа, к чему его принуждали. Пра­витель велел бить его ремнями. Епископ твердо переносил страдания, говоря: «Ду­шевная радость моя превозмогает теле­сную боль». Правитель велел терзать святого Феодота острыми железными копями. Святой Фео­дот терпеливо сносил мучения и молился Богу об укреплении его в страданиях: «Дай помощь в немощи моей, да узнают все, что Ты — Бог, дающий крепость тем, которые уповают на Тебя». Господь дал святому мученику силу пере­нести все страдания. Феодота положили на железный одр, раскаленный на огне. Святой страдалец находил укрепление в молитве, но молился он уже не о себе, а о Церкви Божией, чтобы Господь даровал ей мир, а хри­стианам — силу и терпение в перенесении гонений. После долгих мучений священномученика Феодота отвели в темницу. Но теперь на­ступил конец его страданиям. Гонитель хри­стиан Ликиний был побежден императором Константином, и гонения прекратились. Священномученик Феодот был освобожден из темницы и правил Киринейской церко­вью еще два года и после того скончался в мире. Не во все времена и не всем христианам приходится терпеть мучения и гонения за Христа, но тяжкие телесные болезни при­ходится испытывать многим. У христиа­нина имеются средства сделать легкими самые тяжелые страдания — это молитва, покаяние, смирение, вера, надежда и лю­бовь к Богу. Тяжко страдал святой Феодот, но он гово­рил: «Я вижу уготованные мне вечные блага и, помышляя о них, не чувствую мучений, ибо душевная радость превозмогает теле­сную боль». Мысль о вечном блаженстве в общении со Христом, уготованном для всех страждущих со Христом и за Христа, услаждала горечь страданий мученика.

«В наказаниях Божиих (телесными болез­нями), — говорит святитель Григорий Двоеслов, — никто не бывает оставлен благо­датью (укрепляющей в терпении). Если бы милосердный Отец, полагающий наказание, не оказывал снисхождения, то самое ис­правление грехов (скорбями) только умно­жило бы в нас грехи через наше нетерпение, и таким образом вместо уменьшения вины, на которое можно было надеяться, вина бы увеличивалась бы. Поэтому Бог, знающий наши немощи, с ударами Своими соединяет (благое Свое) попечение и в самом наказа­нии милосердно справедлив к избранным де­тям, чтобы после (перенесения ими скорбей) сделать их такими, которым по справедли­вости следовало бы оказать милосердие». Так было с одним святым подвижником, настоятелем одного италийского монасты­ря возле Нурсии, о котором рассказывает святитель Григорий Двоеслов следующее. Он был 40 лет слепым, но Господь, наказы­вая его тьмою, не лишил его внутреннего света: во время телесных страданий он, по благодати Святаго Духа, чувствовал бла­годатные утешения сердца. Перед смертью он был утешен тем, что прозрел, и, обходя ближайшие монастыри, проповедовал бра­тии правила богоугодной жизни и в скором времени, причастившись Святых Тайн, при пении братией псалмов с молитвою на устах почил. Благодарение и любовь к Богу (в болез­нях) возгревается мыслью о любви Божией к нам. Бог, всемилостивый Отец и Творец наш, по любви посылает нам страдания. Если земные родители весьма сострадают, видя страждущими своих детей, то тем бо­лее Бог не жалеет ли Свое создание? И если при всем этом Он попускает нам страдать, то потому, что промышляет еще и о вечном нашем спасении. Любовь к Богу, укрепляющая нас в тер­пении, возгревается также смирением. Мы в большинстве случаев страдаем за свои грехи. Это сознание, что мы — грешники, достойны наказания Божия за грехи, более всего приносит успокоения, ибо смиряется таким образом душа, а смирение есть источ­ник мира душевного. Господь посылает бо­лезни главным образом для того, чтобы мы смирились. «По словам святого Иоанна Дамаскина, больные и слабые телом касательно внешних (телесных) трудов и подвигов (для спасения) должны трудиться сколько могут, сообража­ясь и со своей немощью, и со своими сила­ми, а затем главное для них правило состоит в благодарении Бога и смирении, т.е. что­бы посылаемые им болезни и немощи сно­сить не только без ропота, но и благодарить Бога за все, а в своей неисправности (в де­лах благочестия) смиряться пред Господом и людьми». Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Если кто слаб (немощен) телом и сделал много тяжких грехов, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей, ибо он не найдет другого средства ко спасению».

Для больных необходимо спокойствие души, тогда можно иметь и ум и сердце бли­же к Богу; при этом легче приобретается терпение с благодарением. Мир и душевное спокойствие нужны также для восстановле­ния телесного здоровья. В болезни не следует смущаться, если мы не в силах исполнять обычные свои обязанности по отношению к ближним и касающихся церковных установлений (по­сещение храма, исполнение молитвенного правила и постов и др.). «Не сомневай­тесь, — пишет Оптинский подвижник отец Макарий, — оставить ваши духовные заня­тия при изнеможении телесных сил. Будь­те довольны (довольствуйтесь) сердечным к Богу взыванием и благодарением за Его к вам милосердие, явленное в сем посеще­нии (болезнью)». «Не беспокойтесь о том, что не можете быть в храме, — пишет отец Макарий в другом письме, — Бог видит ваше расположение и желание и примет его вместо делания, а вы, если и малое мо­ление приносите (дома), но со смирением, то будет (это) жертва благоприятная пред Богом». Не смущайтесь, если не можете ис­полнить всего молитвенного (домашнего) правила. Бог не взыщет с вас за это; если же что можете прочитать хотя сидя, — не сомневайтесь. «О посте не скорби, — пи­шет преподобный Варсонофий Великий од­ному больному иноку, — Бог ни от кого не требует (трудов) сверх силы. Да и что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его не­мощным для страстей, по слову Апостола: когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12, Ю). А болезнь более сего наказания и вменя­ется вместо поста, и даже более, — тому, кто переносит ее с терпением, благодарит Бога и через терпение получает плод спа­сения своего; ибо вместо того, чтобы осла­блять ему тело постом, оно уже и без того болезненно. Благодари (Бога), что ты освободился от трудов поститься. Если и десять аз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это, ибо поступаешь так не по внушению демонскому и не по рас­слаблению помысла (не по прихоти), но случается это с нами к нашему испытанию и к душевной пользе». «Ни Писание, ни святые отцы не запрещают снисходить телу (в болезни), если это делается с рассуж­дением, а не по сластолюбию». Для сохранения мира душевного (в болез­ни) не должно смущаться мыслями о причи­нах болезни. Святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно, как достойное нака­зание за грехи. В болезни особенно необходимо иметь христианину преданность воле Божией. «Преданность воле Божией, — пишет оп­тинский подвижник отец Амвросий, — и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима, (ибо) только тогда мы можем быть спокойны (мирны духом) и можем удержать (сер­дечную) веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся... Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломские слова: "Благо ми, яко смирил мя еси"; "достойно и праведно сия вся стражду грех моих ради"». «Судьбы Господни по всей земле, и судеб Его бездна многа», но для нас, ограничен­ных людей, непостижимо, какими судьбами Он ведет нас ко спасению, — это Ему Еди­ному ведомо, а с нашей стороны нужна пре­данность Его святой воле, да сотворит Он с нами то, что Ему угодно, а Ему угодно, ко­нечно, то, что нам полезно.

i.jpeg MOLITES«Да будет воля Твоя!» — вот молитва, ко­торую христианин должен как можно чаще повторять в болезни. Она кратка, но заклю­чает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находяще­гося в печали. Это подтверждается многим святоотеческим   опытом.   Сам   Спаситель, молясь в Гефсиманском саду, произносил эту священную молитву и «этой молитвой пре­граждал прошения, исторгаемые немощью человечества». Полная преданность и покорность Го­споду, утвержденные верою, с покорным принятием посылаемых страданий как бла­га от благого Бога дают утешение и мир душе, облегчение болезни и умилостивляют Господа. Напротив, смущение, малодушие и страх (в болезни) не допускают быть ис­целенным, но усиливают болезнь. Оптин­ский подвижник игумен Антоний приводит в своих письмах слова одного святого отца, который свою полную преданность Господу выражал следующими словами благодаре­ния: «Пришла ко мне болезнь, слава Тебе Го­споди! Болезнь моя усилилась, слава Тебе Го­споди! Безотрадная болезнь моя сделалась неисцельною (и ведет ко гробу), слава Тебе Господи! Ибо мне лучше быть на небе с То­бою, нежели с людьми на (грешной) земле». «Душа, предавшаяся воле Божией, — пишет в своих записках афонский подвиж­ник Силуан, — легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога: "Господи, Ты видишь мою болезнь; Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость". И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует по­мощь Божию, и бывает весела пред Богом и благодарна... Апостолы имели великую преданность воле Божией; этим храни­ли мир. Также и все святые великие люди терпели все скорби, предаваясь на волю Божию». Для возгревания в душе чувств покорно­сти и преданности воле Божией игумен Ан­тоний советовал читать (в болезни) следую­щую молитву: «В руце Твоего превеликого милосердия, о Боже мой, вручаю душу мою и многоболезненное тело мое, близких мне родственников. Ты будь нашим помощни­ком и покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, и во всем, как в радости и печали, в счастье и несча­стье, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли».

Шиманский Г.И.  "Болезни и их значение в религиозно-нравственной жизни христианина".

 

 

 

 

 

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря