Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Джвари

«...Там, где, сливаяся, шумят,KКура и Арагва

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод...» (М.Ю. Лермонтов)

Грузия, входившая во времена М.Ю. Лермонтова в состав Российской империи, вдохновила поэта на создание целого цикла произведений. Необычайно красивая природа, молчаливо-величественные древние храмы, легенды, слышанные поэтом от местного населения – всё это отвечало романтическим настроениям «мятежного и просящего бури» Лермонтова. Известный отрывок, цитировавшийся выше, посвятил М.Ю. Лермонтов грузинскому храму Джвари.

Джвари снаружиХрам расположен на вершине горы, напротив Мцхеты, древней столицы Картли (Грузии). Здесь, согласно грузинским летописям, св. равноап. Нина воздвигла деревянный крест, который почитался чудотворным на всем христианском Кавказе. Позднее над крестом, словно ковчег для святыни, был возведен большой храм, известный ныне как Джвари (груз. «крест»). Сам крест, почитавшийся на протяжении веков, «исчез» в 1910 – 1920 гг., сейчас внутри церкви находится новый крест, сделанный из кипариса в 1995 г.

По своему плану церковь представляет тетраконх с угловыми нишами, между рукавамиДжвари внутри подкупольного креста находятся четыре пастофория. Перекрыт храм куполом, распор которого передается на стены с помощью ступенчатой системы тромпов, которую можно видеть внутри. Пространство интерьера не дробится на маленькие компартименты, напротив – оно цельно. Во внешнем облике храма архитектор стремился к простым, чистым формам. Так, стены сложены из тесанных блоков камня, и только в некоторые места, нуждающиеся в более активной «артикуляции» выделяются: просты по форме карнизы под кровлей и «дужки» над окошками, резные сдвоенные колонки оформляют южный вход в храм (сделать вход с запада не позволял обрыв), над входом помещено рельефное изображение Ангелов, возносящих крест. Почти незаметно архитектор придал внешнему виду церкви некоторую «элегантность»: в восточной стене сделаны углубленные клиновидные «ниши-врезки», которые не имеют конструктивной функции, но «оживляют» поверхность стены и выделяют главное место в храме – апсиду; плоские высокие ниши с полукруглым завершением находятся на южной и северной сторонах. Такие детали придают поверхностям законченный вид, позволяют избежать «скучного» внешнего вида, одновременно, не перегружая стены разнообразными украшениями. Это словно строгое грузинское песнопение, воплощенное в архитектуре.


По мнению исследователей, Большой храм в Джвари (назван так в отличие от Малого, сохранившегося только на археологическом уровне и находившегося рядом с Большим Джвари) был построен на средства ктиторов Степаноза I и его брата Деметре, изображенных на рельефах, вставленных в стены храма. Стилевые черты храма Джвари находят параллели в армянском и грузинском зодчестве этого времени первой половины VII века.

 

«... курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

И слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас».

С 1989 г. богослужения в Большом храме Джвари были возобновлены. М.Ю. Лермонтов говорит о том, что на этом месте был монастырь. Достоверно этого мы не знаем: для создания ли сюжета поэмы или, действительно, Лермонтов опирался на устные предания, но мцыри (с груз. «странник, послушник») оказался именно в монастыре. С 1990-х годов при Джвари существует монастырь, братия которого разместилась в зданиях бывшего пионерского лагеря, находившегося близ древнейшего грузинского храма.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря