Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

История рода Оловянишниковых

Оловянишниковы - старинный ярославский род, известный еще с конца XVII века. Родоначальником его считается Осип Ермолаев (1656 г. – не ранее 1717 г.) – крепостной крестьянин Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Он входил в категорию так называемых торгующих крепостных, которые имели возможность продавать товар, производимый собственными руками. А занимался он производством металла, в основном оловом, отсюда и происхождение будущей фамилии – Оловянишниковы. Торговля шла очень хорошо, и позже, на рубеже XVII–XVIII веков, благодаря своему делу, предприимчивый крестьянин смог выкупиться от крепостной зависимости и приобрести дом в Ярославле. Его сыновья – Иван и Федор основали в городе медное производство.

В середине XVIII в. у Оловянишниковых в Ярославле уже появился свой завод[1]. Завод тогда представлял собой два-три сарая и несколько наемных рабочих, но именно он спустя сто лет вырос в крупнейшее в Российской империи производство по изготовлению церковных колоколов, а его хозяин – внук Осипа Ермолаева Григорий Федорович Оловянишников положил начало знаменитой династии российских колоколитейщиков.

   Иван Порфирьевич Оловянишников 2

Иван Порфирьевич Оловянишников

(1782 – 1859 гг.)

На протяжении многих десятилетий переходило от отца к сыну это семейное дело. И каждый из Оловянишниковых в свою очередь старался максимально развить его.

Большие труды для процветания фамильного бизнеса положил сын Григория Федоровича – Порфирий (1755–1830) купец 1-й гильдии. При нем у Оловянишниковых в Ярославле кроме медного завода, производящего посуду и колокола, появилось еще небольшое сурико-белильное предприятие и шелкоткацкая фабрика.

Дальнейшее управление производством принял на себя единственный сын Порфирия Григорьевича Иван. При нем предприятия отливали колокола для Троицкого собора в Санкт-Петербурге и придворных церквей Петергофа и Царского Села. А шелковая фабрика сделалась настоящей достопримечательностью Ярославля, на которую приезжали посмотреть и члены царской семьи.

Сам Иван Порфирьевич – купец 1-й гильдии и мануфактур-советник дважды избирался городским главой Ярославля и даже удостоился звания потомственного почетного гражданина города.

Следующим династическим преемником стал один из четырех сыновей Ивана Порфирьевича – Порфирий Иванович (1822–1881 гг.), названный в честь своего деда.


Порфирий Иванович Оловянишников

Порфирий Иванович Оловянишников  

(1822–1881 гг.)

При нем основное производство – колоколитейный завод был механизирован. Он добился того, что колокола производились не только одной благозвучности, но также и определенного тона, воспроизводя звоны того или иного аккорда[2].

Порфирий Иванович нередко и очень успешно совершал публичные акции. Например, после войны в Болгарии в память освобождения ее от Османского ига он отлил пять колоколов за свой счет и сам доставил их в Софию, Плевну, Тырново, Систово и Рущук, за что удостоился личной благодарности императора Александра II. Позже, Оловянишниковы получили звание Поставщика Российского Императорского Двора.

В 1868-м году семья Порфирия Ивановича перебралась в Москву и поселилась в центре города у Покровских ворот, а на Никольской улице был открыт магазин по продаже москательных товаров и колоколов фирмы Товарищество «П. И. Оловянишников и сыновья».

 

Магазин на Никольской улице   
Контора и магазин Оловянишниковых на Никольской улице

У Порфирия Ивановича было пять дочерей и два сына – Иван и Сергей. Оба сына в равной степени унаследовали состояние и дело своего отца. Но Сергей был глухонемым, поэтому на Ивана легли основные обязанности по управлению семейным производством. Сергей директорствовал в Ярославле, а Иван стал московским купцом.

Именно с Ивана – главного продолжателя династии Оловянишниковых начинается связь знаменитых промышленников с нашим храмом.

 

 

 

Оловянишниковы в Троице на Грязех.

 В столице обширные владения ярославских купцов располагались на Покровке в двух шагах от церкви Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Великолепного вида храм, построенный по проекту выдающегося зодчего М. Д. Быковского привлекал внимание москвичей не только своей красотой, но и находящейся здесь известной на всю Москву святыней – чудотворной иконой Божией Матери «Трех Радостей». Можно предположить, что Оловянишниковы, поселившись вблизи знаменитого храма, вполне могли стать его прихожанами. Но их фактическое участие в жизни храма, непосредственное и очень значимое, произошло гораздо позже.

В 1869 г. Троицкая община лишилась своего ктитора – статского советника Евграфа Владимировича Молчанова, и нуждалась в новом попечителе. После смерти Молчанова несколько лет хозяйственными делами в храме занимался его помощник московский купец Иван Степанович Горячкин.

И, наконец, на рубеже 1880-90 гг. почетную обязанность церковного ктитора в Храме Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот заняли Оловянишниковы.

Первым вступил в должность Иван Порфирьевич, являвшийся на тот момент главой семейства. Единственный документ, в котором он фигурирует в качестве ктитора – это его обращение в Московскую Духовную Консисторию, направленное Епархиальному начальству для урегулирования имущественного спора относительно одного приходского строения. Данный документ, с точки зрения изучения личности Ивана Порфирьевича имеет для нас особую ценность, т.к. известно о его жизни крайне мало, а сведений о его деятельности в храме нет совсем.

Представляем вашему вниманию текст этого документа. Полагаем, что это поможет читателю составить об Иване Порфирьевиче свое небольшое впечатление, а заодно даст возможность окунуться в атмосферу того далекого от нас времени, стать свидетелем бытовых забот жизни прихода конца девятнадцатого столетия.


 В Московскую Духовную Консисторию

 Старосты Московской Троицкой на Грязях

церкви Потомственного Почетного Гражданина

Ивана Порфирьевича

Оловянишникова

 Объяснение


Несколько месяцев тому назад распространился слух, что о. Кротков жертвует свой дом Братству Святителя Николая.

Известие это само по себе невероятное, однако, получило силу достоверности, когда Московская Духовная Консистория указом от 13 августа за № 7164 запросила причт Троицкой на Грязях церкви об условиях на коих была бы возможна сдача Братству церковной земли, находящейся под означенным домом. В виду такого указа я считаю своим долгом представить на благоусмотрение Московской Духовной Консистории следующие соображения.

Долг, который в настоящее время порождает столько толков, волнений и пререканий, вызвал впервые такие недоразумения после смерти о. Протоиерея Соколова при поступлении к нашему храму о. Кроткова, который домогаясь покупки этого дома употреблял все средства, чтобы склонить вдову покойного Протоиерея к возможному понижению покупной цены и при этом просил меня в свою очередь также повлиять на г-жу Соколову, обещая за тем, самый дом подарить в нашу церковь. Покупка состоялась и о. Кротков перешел в другой приход, а намерение его подарить дом в церковь осталось по сие время намерением. Напротив, оказывается, что этот дом дарится не церкви, а другому учреждению. Прежде чем уйти из нашего прихода, где о. Кротков совершенно противозаконно и без разрешения Епархиального Начальства обременил дом свой долгосрочным контрактом с г. Матвеевым, заключив оный в то время, когда предписанием начальства обязан был приискивать себе новое место, так что новый настоятель нашего храма, при всем желании приобрести себе этот дом не мог сделать этого в виду лежащего на нем противозаконного договора, а тем временем о. Кротков все продолжает пользоваться доходами с этого дома и около шести лет, без сомнения, вернул с избытком все им затраченные деньги. Примечательнее всего моменты, в которые у о. Кроткова назревает мысль о дарениях. Нужно приобрести дом повыгоднее, и он говорит о намерении подарить его в церковь. Если нужно рано или поздно избавиться от иска в Суде – он предлагает его Братству. При таких условиях не может быть и речи о даре; здесь можно говорить о сделке более или менее выгодной для той или другой стороны, а рассуждая с точки зрения выгодности, нельзя не видеть, что эта сделка выгодна только о. Кроткову. Путем такого подарка он старается выйти из спора, заменяя себя как ответчика, Братством и, получив почти уже за шесть лет доходы избегает всякой ответственности. Для Братства же такой подарок едва ли окажется выгодным: дом подлежит сносу, Братству дарится не дом с землею (церковную землю дарить нельзя), а лишь надлежащая перевозке груда материала, а церковь сдать Братству землю церковную не согласится ни на каких условиях, ибо желает ею пользоваться сама или передать нынешнему настоятелю о. Звереву, что вполне законно, ибо право пользования церковной землею, предусмотренное 400, 401 и 403 ст. от IX 1876 г. установлено для обеспечения и содержания Священно и Церковно-служителей, а отнюдь не для произвольных отчуждений со стороны посторонних лиц , коим теперь для нас является о. Кротков. Не следует также забывать и того обстоятельства, что о. Кротков до покупки дома у вдовы Соколовой занимал квартиру в церковном доме за каковую денег не платил; бесплатно же пользуется квартирой в том же доме и о. Зверев, по необходимости. Таким образом, пока настоятели прежний и нынешний пререкаются о доме церковь уже почти за шесть лет потеряла значительную сумму и впредь должна нести подобный же убыток.

Обязанности церковного старосты вынуждают меня просить Духовную Консисторию обратить на настоящее дело свое особое внимание. Епархиальное начальство, всегда принимавшее близко к сердцу интересы церквей и причтов, я уверен критически отнесется к настоящему дарению и отклонит его. Я же со своей стороны могу предложить на благоусмотрение Духовной Консистории следующий проэкт, на котором бы могли сойтись все заинтересованные стороны. Братству дарится дом на снос. Ту сумму денег, которую выручит оно от продажи этого подарка наша церковь согласна дать Братству. В таком случае Братство скорее и удобнее и без всяких хлопот получило бы следующие ему деньги, а церковь довольно выгодно приобрела бы дом; о. же Кротков остался бы, конечно, успокоенным, выполнив желание наградить и наш храм и Братство Святителя Николая; наконец и нынешний настоятель о. Зверев, получил хорошую квартиру и участвуя за тем в доли схода с другими членами причта с приобретенного таким путем, в собственность церкви дома, почел бы себя удовлетворенным, коль скоро все пререкания о доме получат правильное свое окончание.

 

Церковный староста

Потомственный Почетный Гражданин

Иван Порфирьевич Оловянишников.

Сентября 28 дня 1890 г.

 

Вспоминая Ивана Порфирьевича, нужно еще сказать, что через него обнаруживается неожиданная, но очень знаменательная связь с нашим храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского. Неизвестно в каких отношениях находился наш ктитор со всероссийским пастырем, но именно Иоанн Кронштадтский стал крестным одного из сыновей Ивана Порфирьевича – младенца Сергия[3]. Таинство Крещения состоялось в нашем храме на десятый день после рождения мальчика 16 февраля (по ст.ст.) 1894 года[4].

Вот, пожалуй, и все, что мы можем рассказать об Оловянишникове старшем, Потомственном Почетном Гражданине Города, ктиторе нашего храма, коим он был до самой своей кончины в 1898 году.

Виктор Иванович Оловянишников

Виктор Иванович Оловянишников  

(1874-1932 гг.)

После смерти Ивана Порфирьевича попечительство над храмом принял его сын Виктор. Он стал достойным продолжателем дела своего отца не только в семейном бизнесе, но и в управлении храмовым хозяйством. На протяжении восемнадцати лет, начиная с 1899 г., Виктор Оловянишников с большим усердием заботился о благосостоянии храма и его большого церковного имущества.

В Российской истории церковные ктиторы, чаще всего были людьми состоятельными, использовавшими свои личные средства на содержание приходов, по существу, являлись меценатами. В роде Оловянишниковых благотворительность была давней традицией и Виктор Иванович с детства наученный этой добродетели щедро расходовал огромные суммы на нужды вверенного его попечению храма.


Сразу же по вступлении его в должность в храме были проведены большие ремонтные работы по обновлению настенной росписи и иконостасов, восстановлены фасады и обновлена вся церковная утварь. Работы были настолько капитальными, что по их завершении пришлось снова освящать все приделы.

   Доходный дом. Чистопрудный б-р

Доходный дом храма Святой Троицы

на Грязех

Чистопрудный бульвар, д 14

Позже, в 1909 и 1912 гг. на территории храма было построено два доходных дома, которые и сейчас удивляют своим изяществом. Кроме архитектурной привлекательности они представляли собой современнейшие, с технической точки зрения сооружения.

Дом №14 по Чистопрудному бульвару, сегодня известный всем как «Дом со зверями» возводился на свайном фундаменте с железобетонными межэтажными перекрытиями, имел центральное водяное отопление, два десятка изразцовых плит, восемнадцать ванн и два лифта. Все было сделано «по последнему слову техники».

С точки зрения художественного оформления, здание являлось настоящим произведением искусства. Его главной особенностью стал выразительный декор фасадов, который создал художник Сергей Вашков. По его замыслу в основу художественной композиции была положена тема зодчества домонгольской Руси. Фантастические животные и растения на фасадах, имитировали белокаменную резьбу Дмитриевского собора во Владимире.


Внутренняя отделка помещений, также, была насыщена декоративными элементами, выполненными в древнерусском стиле, а двери квар­тир стилизованы под двери древних теремов и башен, с огромными фигурными петлями.

Строился дом как доходный. Большинство квартир сдавалось в наем, но некоторые из них отводились под временное проживание нуждающимся прихожанам. В квартире 18 на втором этаже с 1909 по 1918 год в нем жил настоятель храма протоиерей Андрей Беляев. После окончания строительства   квартиру в доме получил и художник Вашков, где проживал до конца жизни.

Оценочная стоимость здания составляла 180 000 рублей.[5]

Второй доходный дом был построен на пересечении Покровки и Чистопрудного бульвара. (Сейчас его адрес: ул. Покровка, д. 15/16). Он представлял собой трехэтажное угловое здание со скругленным углом, украшенным эффектной башенкой.

Доходный дом. Покровка   

Доходный дом храма Святой Троицы на Грязех

Покровка, д 15/16

При его строительстве, также, применялись новейшие для того времени инженерные конструкции из железобетона. Это позволяло создавать просторные помещения с высокими потолками без внутренних перегородок.

В доме, кроме квартир в наем, размещались: на 2-м этаже квартиры диакона и псаломщика; на 1-м этаже парикмахерская; а в подвальном, 1-м и 3-м этажах – торгово-ремесленные заведе­ния.

Согласно страховым ведомостям начала XX в. здание оценивалось в 165 000 рублей.[6]

Благотворительная деятельность Виктора Оловянишникова на месте ктитора не ограничилась строительством домов и благоукрашением храма. В 1914 году, в связи с началом войны с Германией при церкви Живоначальной Троицы на Грязех в одном из приходских зданий был оборудован Лазарет для раненых воинов. Виктор Иванович возглавил, обеспечивающий работу Лазарета церковно-приходской Комитет и жертвовал туда немалые средства.

В Российской Государственной Исторической библиотеке сохранился отчет Комитета за 1914-1915 год:

 

00000001

00000002

00000003

00000004

00000005

00000006

00000007

00000008

00000009

00000010

00000011

00000012

00000013

00000014

00000015

00000016

00000017

00000018

00000019

00000020

 

Виктор Иванович находился в должности ктитора до 1918 года. С началом НЭПа в 1921 г. после попытки возрождения фабрики церковной утвари в Москве он вместе с женой Екатериной был арестован и сослан в Нерехту. Сведений о его жизни после отправления в ссылку у нас нет. Известно только, что скончался последний ктитор нашего храма 28 сентября 1932 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (4-й участок).

  

Последние представители рода Оловянишниковых.

 

У Ивана Порфирьевича, кроме Виктора, было еще пять сыновей: Порфирий, Иван, Николай, Владимир, Георгий и две дочери: Мария и Татьяна.

Евпраксия Георгиевна Оловянишникова   

Евпраксия Георгиевна Оловянишникова

(1851-1925 гг.)

Когда отец семейства в 1898 г. скончался от тяжелой болезни, дети были еще маленькими и управление семейным бизнесом пришлось взять на себя его вдове Евпраксии Георгиевне. И, надо сказать, что она с этим блестяще справилась. Во время ее правления предприятия кампании «Оловянишниковы и сыновья» достигли наивысшего расцвета.

Во всех цехах преимущественно трудились талантливые, высокой квалификации специалисты. Обладая незаурядным вкусом, Евпраксия Георгиевна привлекла к работе на фирме одного из учеников В.И. Васнецова - художника Сергея Ивановича Вашкова, того самого что оформлял «Дом со зверями» на Чистопрудном бульваре. Это в значительной степени улучшило художественное качество всей производимой продукции.

Цех по изготовлению колоколов   
Цех по производству колоколов завода Оловянишниковых

К началу двадцатого века колоколитейный завод и фабрика церковной утвари вышли в лидеры общероссийского масштаба. Заказы шли отовсюду. В 1913 г. был сделан ансамбль колоколов для храма-памятника в Санкт-Петербурге, возведенного к 300-летию Дома Романовых. Количество колоколов соответствовало числу членов царской династии, а на каждом колоколе были отлиты барельефы в виде медальона с портретом.


Отличающиеся особым благозвучием и мелодичностью колокола славились не только в России. Благодаря международным выставкам, где Оловянишниковы не раз получали высшие награды за свою уникальную продукцию, спрос на них был и за рубежом.

Что касается текстильного производства, то их шелкоткацкая фабрика, также, выпускала товар высокого качества. Например, шелк и тюль, изготовленные на фабрике, по своим характеристикам, не уступали французским[7]. Преимущественно, производимая ткань шла на одежду священнослужителей[8].

Производства успешно развивались во всех направлениях.

Обремененная заботой об управлении огромным производством, Евпраксия Георгиевна успевала заниматься и воспитанием детей. Ей удалось не только дать им серьезное образование и приобщить всех к семейному делу, но что выше всего воспитать их глубоко верующими и порядочными людьми.

Почти все сыновья закончили Императорское Московское техническое училище [нынешнее федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет)»], но по разным специализациям. Кто-то стал инженером, кто-то занимался финансами. В дальнейшем каждый из них тем или иным образом применял полученные знания в развитии производства. 

Семья Оловянишниковых
Семья Оловянишниковых 1901 г. Сидят: Иван Иванович, его жена Вера Николаевна (урожд. Масленникова), Георгий Иванович, Порфирий Иванович, Евпраксия Георгиевна (урожд. Горошкова), Николай Иванович и Татьяна Ивановна. Стоят: Владимир Иванович, Мария Ивановна, Екатерина Николаевна (урожд. Зыбина) и Виктор Иванович.

При общем руководстве фирмой Евпраксией Георгиевной, филиалами в регионах управляли ее взрослые сыновья. Кроме производств в Москве и Ярославле Оловянишниковы имели филиалы в Вологде, Туле и Харькове.

Известно, что в Ярославле директорствовал средний сын Николай Иванович, а наш ктитор Виктор Иванович «курировал» фабрику церковной утвари в Москве.

Пик расцвета предприятия пришелся на 1917 год. К этому времени капитал фирмы составлял четыре миллиона золотых рублей. Общий оборот достигал почти десяти миллионов. Получая высокую прибыль от производства, ярославские миллионеры тратили огромные средства на благотворительность. Крупные суммы от них поступали в различные монастыри и храмы, в том числе в церковь Святой Троицы на Грязех.

Кроме церковной благотворительности Оловянишниковы много делали и для светского общества. Ими были переданы в дар Ярославлю собственные земля и дом на Пошехонской улице для создания первой в городе специализированной детской инфекционной больницы, построена богадельня при Власьевской церкви и многое другое.

Что касается Евпраксии Георгиевны, то она помогала буквально всем – родственникам и знакомым, церквям и монастырям, художникам, студентам, беженцам и раненым солдатам… Щедрость ее души не имела границ. Такими же щедрыми людьми были и ее дети.

К сожалению, их широкая производственная и благотворительная деятельность на благо государства, церкви и общества с наступлением трагических революционных событий в стране резко прекратилась. После 1917 г. предприятия Оловянишниковых частью были национализированы, частью ликвидированы, а все представители старинного рода подвергнуты преследованию со стороны власти.

Николай Иванович Оловянишников   

Николай Иванович Оловянишников

(1875-1918 гг.)

Виктор Иванович и его жена Екатерина, как мы уже писали выше, были сосланы в Нерехту.

Брат Виктора Николай после подавления большевиками Ярославского восстания в 1918 году смог избежать ареста и выбраться в Москву. Из столицы он отправился в Харьков, находящийся тогда в составе независимой Украины, но по пути был убит. Обстоятельства его гибели до сих пор не известны.

Евпраксия Георгиевна, также, как и Виктор с женой была сослана в Нерехту. Скончалась она 2 июля 1925 года в Москве и похоронена на Новодевичьем кладбище.

Последним представителям старинного рода, каждому в своей мере, пришлось познать тяжкие испытания революционного времени. Одни расстреливались новой властью, другие заключались в тюрьмы и лагеря, кому-то пришлось эмигрировать.

Так закончилась история знаменитой фамилии российских колоколитейщиков – крупных промышленников и меценатов.


  



***

Оловянишниковы – это еще одна удивительная династия русских купцов, достойная широкой известности и почитания в современном обществе. В своем становлении они прошли длинный путь от крепостных крестьян до крупнейших в России промышленников-магнатов, что уже само по себе высокое достижение. Но особого уважения заслуживает то, что их деятельность, вместе с другими знаменитыми представителями купеческого сословия, развивали нашу страну в различных направлениях – экономике, строительстве, культуре и науке.

Главными чертами русского купечества всегда были талант и трудолюбие, честность и бескорыстие, сплоченность и преданность общему делу, а самое главное, искренняя и деятельная любовь к своему Отечеству. Все эти качества были присущи и ярославским промышленникам.

Перед самой революцией, за весомый вклад в развитие государства и общества, Министерство коммерции и финансов хлопотало перед государем о получении Оловянишниковыми дворянского звания. К сожалению, по известным причинам, этому не дано было осуществиться.

 Староста храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот Масальский Николай Валентинович, 2022 год


[1] В 1766 году на заводе, отлили первый большой колокол весом 163 пуда (2760 килограммов). Колокол предназначался для Яковлевского Ростовского монастыря. Этот год официально считался годом основания фирмы Товарищество «П.И. Оловянишников и сыновья».

[2] На заводе из двух-трех десятков колоколов по камертону подбирались целые ансамбли. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже огромную сенсацию произвели двадцать два колокола завода, звон которых составил две октавы. Особо привлекало посетителей выставки то, что каждый владеющий нотной грамотой мог свободно «поиграть» на русских колоколах с помощью специально устроенных клавишей.

[3] К сожалению, Сергей скончался еще в младенческом возрасте, не прожив и двух лет.

[4] Святой праведный Иоанн Кронштадтский для храма Святой Троицы на Грязех был явно человек не случайный. Кроме уже сказанного, известно, что о. Иоанн особо почитал икону Божией Матери «Трех Радостей», даже писал ей акафист. По свидетельству личного секретаря о. Иоанна, он часто бывал в храме, много молился перед чудотворным образом сам и направлял сюда своих духовных чад. Приезжая в Москву, он не раз останавливался у Оловянишниковых на Покровке в доме № 10, который исторически всегда принадлежал ктиторам нашего храма.

За семь лет до своей кончины о. Иоанн передал с пастырским благословением, принадлежащий ему список иконы Божией Матери «Трех Радостей» на Черниговщину, одному из своих духовных чад Пантелеимону Комаровскому в домовый храм Покрова Пресвятой Богородицы.

 [5] Первоначально дом был четырехэтажным с шатровыми башнями по краям. В 1945 году по проекту архитектора Б.Л. Топаза его надстроили двумя этажами. При этом пропал ряд верхних барельефов, исчезли балконы второго этажа и украшавшие здание башенки.

[6] В советские годы он также претерпел изменения. В 1956-1958 гг. был разработан и осу­ществлен проект реконструкции дома, в результате которой появились еще два этажа, а на главном фасаде были срублены красивые усложненные выложенные из кирпича декоративные детали.

[7] На международной выставке в Турине в 1911 году фабрика получила сразу четыре «Гран-при» и специальную награду «За сотрудничество», а её художественный руководитель С. И. Вашков получил золотую медаль; В. И. Оловянишников был отмечен почётным дипломом.

[8] При изготовлении материи мастера ткали золотом и серебром. Когда обретались мощи Патриарха Тихона, потребовалась идентификация тела. Святителя опознали в том числе по одеждам, изготовленным на предприятии Оловянишниковых.