Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Константинопольские фрески Воскресения

 

XORA

Монастырь Хора  — крупный монастырь в Константинополе, основанный в конце IV в. Церковь Христа Спасителя  из монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие и  входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия. Mозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.  Большинство фресок и мозаик  праздничные, разнообразные по цвету, по-античному красивые. 

 

                                                                                                                                                                 VOSKRES 2 

Особенно знамениты великолепные мозаики, украшающие интерьер храмов, в том числе знаменитое изображение Христа в куполе. Легкий, в светлых одеждах, на фоне тоже белого, но с золотыми звездами ореола, Иисус Христос видится нами в сильном движении, тянущим за руки Адама и Еву. Он стоит на разбитых дверях ада. Под Его ногами, среди многочисленных гвоздей, ключей, — упавший, побежденный Им сатана.

 

 

                                                                             

«В лежащем сейчас на раменах твоих                                                                                            FRESKA BOGOMATER

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око».

(фрагмент стихотворения И. Бродского «Сретение»)     

Фреска образа Богоматери отличается  внутренней трагичностью, созвучной дням Страстной недели, что не случайно, т.к. основной темой параклессия, в котором у самой алтарной апсиды находится этот образ, является тема Воскресения в широком смысле. Она усиливается по направлению к алтарю: в центральном плоском своде большая композиция Страшного Суда, включающая все подробности этого сюжета, на склонах предалтарной арки vis-à-vis помещены сцены чудес Христа - "Воскресение дочери Иаира" и "Воскресения сына наинской вдовы" - как прообразы будущего Воскресения мертвых, в конце алтаря - "Сошествие во ад - Воскресение".