- Подробности
-
Опубликовано 14.02.2014 00:00
Из проповеди священномученика Василия Надеждина, сказанной в 1918 году в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Большом Левшинском переулке:
«Вероятно многие из вас видели новогоднюю аллегорическую картинку: дряхлый старец уходит куда-то, оглядываясь на жизнерадостного, смеющегося малютку, который появился на месте его и как бы прогнал, вытеснил его . Это Новый Год сменяет старый Год, — это тот самый момент, когда часы бьют двенадцать, когда люди торопливо и как бы нехотя оглядываясь назад, спешат в манящее, загадочное будущее, желая друг другу нового счастья… Прошлое обветшало, задергивается завесою забвения, — будущее манит и улыбается… Я для того напоминаю вам это полуночное настроение и эту аллегорическую картину, чтобы затем обратить ваше внимание на икону Сретения Господня, которой мы поклоняемся сегодня… Эта икона не аллегорическая или иносказательная картина, — она изображает историческое событие из жизни Христа, но это событие имеет такой глубокий, таинственный смысл, что нам необходимо настроиться на полуночный лад, разбудить в себе ночное сознание, чтобы лучше почувствовать и осознать смысл этого Сретения…
Ветхозаветная праведность – эта духовная культура еврейского народа – дожила до Христа, мало того она породила целый ряд религиозных гениев: это Мария – Богоматерь, Симеон – Богоприимец, Иоанн Предтеча и другие… Но среди них именно Симеон является олицетворением всего Ветхого Завета. Богоматерь рождена Ветхим Заветом, но с Нее уже начинается Новый Завет, Креститель Иоанн рожден в Ветхом Завете, но он имел особое назначение – готовить путь Завету Новому; но старец Симеон – весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия, он не может жить дольше и молится Христу: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…» и уходит в вечность, — а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон. «Конец закона – Христос. Ветхозаветное человечество и, в частности народ еврейский, завершило свой духовный путь Бого-приимства в лице Симеона, своего, можно сказать, типичного представителя. Сретение Господне – это момент встречи и разлуки двух Заветов – Ветхого и Нового».