- Подробности
-
Опубликовано 26.10.2015 00:00
Первый комплект так называемого Георгиевского облачения был вручен за богослужением в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
Обладателем наградного комплекта стал настоятель храма св. князя Александра Невского в Пскове, руководитель отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами Псковской епархии протоиерей Олег Тэор.
В храме, являющемся подворьем Сербской православной церкви в Москве, несколько лет назад решили возродить обычай вручения Георгиевских облачений окормляющим воинов армии и флота священнослужителям, внесших значимый вклад в духовное воспитание защитников Отечества.
Художественным руководителем проекта стал настоятель подворья, представитель Сербской православной церкви при патриархе Московском епископ Моравичский Антоний (Пантелич).
В сотрудничестве с региональным благотворительным общественным фондом помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР» были разработаны эскизы, а затем изготовлен первый реконструированный образец Георгиевских облачений. Впервые он был представлен в 2011 году на выставке «Духовный щит Отечества» в Московской духовной академии.
Непосредственно над созданием комплекта облачений трудились монахини Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии.
Облачение было представлено Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который благословил участников проекта на дальнейшие труды.
Традиция награждения Георгиевским облачением отличившихся представителей военного и флотского духовенства существовала в России до 1917 года. Так, например, в Музее истории религии в Санкт-Петербурге хранится образец священнического облачения, у которого традиционные галуны на фелони заменены на георгиевские ленты.
Георгиевское облачение, врученное протоиерею О. Тэору, было изготовлено по образцу комплекта Георгиевского облачения военного священника начала XX века. В наградном варианте использована кайма с геометрическим орнаментом, соответствующим орденской георгиевской ленте.
Георгиевское облачение — история
Оригинал облачения был изготовлен к юбилею Отечественной войны 1812 г. и к 300-летию Дома Романовых. До революции такое облачение вручалось как награда священнослужителям, имеющим значительные заслуги в духовном просвещении личного состава подразделений армии и флота. Облачение 1912 года предназначалось для военного духовенства, о чем свидетельствует надпись на кустодии — «За службу и храбрость».
Исторически военное духовенство во время несения службы в составе воинских подразделений облачалось в рясы темного-зеленого цвета.
Сохранился приказ №132 генерала А.А. Аракчеева, отданный им в октябре 1820 года:
«Государь Император Высочайше повелеть соизволил священникам поселенных войск иметь рясы темно-зеленого сукна со следующими различиями на подбое:
По пехоте: в полках гренадерских и карабинерных, старшим красного цвета, а младшим — желтого; в полках пехотных и егерских, старшим желтого цвета, а младшим по цвету полковых плечевых погон.
По кавалерии: в полках уланских, старшим красного цвета, а младшим — синего.
О таковой Монаршей воле к непременному исполнению сим предписываю.
Подлинный подписал Генерал Граф Аракчеев».
На сегодняшний день в Русской православной церкви действуют «Правила ношения формы одежды военным духовенством», утвержденные в октябре 2014 года. При их составлении были учтены исторические традиции российского военного духовенства. Согласно этим правилам, «При совершении богослужений в особых условиях священник облачается в епитрахиль и поручи (при необходимости маскировки — темно-зеленого цвета) поверх полевой формы одежды, а также может надевать священнический крест (при необходимости лишенный демаскирующих признаков по цвету), а в экстренных случаях облачается только в епитрахиль».
Во внебогослужебное время священнослужители носят полевую форму одежды по принадлежности к виду, роду войск Вооруженных сил. В отличие от военнослужащих полевая форма одежды священнослужителя должна быть без погон. В петлицах размещаются православные кресты темного цвета установленного образца.