Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Обитель Святого Петра. Часть 1.

https://i4.photo.2gis.com/images/branch/32/4503599641338254_c66d.jpgМы начали нашу очередную прогулку по Москве с Екатериной Казаковой в центре зала станции метро «Тверская» 16 декабря 2018 года. Целью экскурсии явился Высоко-Петровский монастырь.

Выйдя на улицу, прошли по Страстному бульвару, затем свернули на Петровку, где заглянули в Монастырскую лавку. Там мы коснулись истории знаменитых калачей, выпекаемых в монастыре по старинному рецепту. После этого, Екатерина рассказала о Святителе Петре, митрополите Московском, который первым перенёс митрополичью кафедру в Москву, что явилось важной вехой в утверждении Москвы столицей Руси.

Будущий митрополит родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». В 12 лет Пётр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединённого места. На реке Рате он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, Пётр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил князь Галицкий Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Пётр принёс в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Плывшему Чёрным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Пётр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на святителя обвинение перед Патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1313 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

 

Непосредственное знакомство с храмами монастыря мы начали с главного монастырского собора Святителя Петра. Первый в русском зодчестве пример центрического многолепесткового храма (в плане — не квадрат и не прямоугольник, а наложение нескольких полукружий)

Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514—1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым.

Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Небольшой размер Собора объясняется тем, что на тот момент в Москве население не было многочисленным.В 1690 году собор был частично перестроен Нарышкиными в стиле московского барокко. Узкие окна растесали, плоскость стен украсили живописными наличниками и нарядными порталами, храм окружили низкой галерей с арками. Шестиярусный резной украшенный архитектурными деталями золоченый красным золотом иконостас храма был в работе мастеров Оружейной палаты, в период с июля 1690 по конец июня 1691 г. Освящение храма было совершено в присутствии царей Петра и Ивана Алексеевичей. Перестроенный храм, вероятно, послужил образцом для создателей церкви Знамения в Перове.

Следующая экскурсия -"Детство Петра 1" Боголюбский храм Высоко Петровского монастыря - состоится 20.01 в 14.00, встречаемся\ в центре зала станции метро "Тверская".

Автор текста: Котлов Евграф.