Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Мироносицы

В день жён-мироносиц мне посчастливилось побывать в Магдале – месте рождения св. Марии Магдалиныhram12apostolov и искупаться в том самом источнике, где по преданию Господь изгнал из неё семь бесов. Но всё по порядку.

Утро на удивление выдалось туманно-серым. На удивление, потому что все дни предыдущей недели были солнечными и жаркими. Прикинув по карте, что расстояние от Тверии до Магдалы примерно пять-шесть километров, я отправилась к северной части Тивериадского моря пешком. За полчаса дошла до подворья Горненского монастыря, но железные ворота снова, как и накануне, оказались закрытыми. Несколько раз позвонив, продолжила свой путь. Слева – красивые горы. Справа – огороженные частные пляжи. Лишь в некоторых местах можно подойти к морю.

Наконец появился указатель «Магдала-Гавайи». Однако. Сворачиваю направо. Поля, сады, раскопки. Огромный транспарант на избитой дороге: «Магдалацентр. Родной город Марии Магдалины. Археологические раскопки». Полное запустение. Обхожу, не спеша, места ведущихся археологических работ, разглядываю древние кладки камней. Ухожу в сторону полей, окаймлённых садами, ложусь на скошенную сухую жёлтую траву лицом к небу и думаю о том, что именно здесь родилась смелая женщина, преданно следовавшая за Господом во все дни Его земной жизни. Ей же первой явился Господь по воскресении. Господи, дай и мне такую же пламенную веру и непоколебимость.

Ну что ж, надо идти дальше. До Капернаума километров восемь-девять. Дойду за пару часов. Благо, сегодня небо закрыто тучами,

не жарко. А красоты какие кругом! Стройные высокие пальмы, бьющие ярчайшими красками разноцветные magdalaстриженые кусты, образующие живые изгороди. Золотые поля целуют основания гор, жмутся друг к другу белые домики небольших селений. Томные голосами воркуют невидимые горлицы: «Ухууу-ху, ухууу-ху». Хорошо мне у Тебя, Господи!

Но рядом тормозит машина и открывается дверца. Конечно же, водитель (молодой арабский джигит) едет в мою сторону. Он мигом доставляет меня до древнего Капернаума.

Пляж возле рыбного ресторана пуст, ни одной живой души. Иду босиком по кромке воды и всматриваюсь в море. О чём шепчут волны Киннерета? Думаю, что каждому слышится своё. То глубоко сокровенное, чего ищет душа. А моя душа ищет Бога. И всматриваюсь в серую мглу моря, как Ассоль. Только мне не нужен парусник с алыми парусами. Чего же ожидаю увидеть? Господа ли, идущего навстречу мне по водам легендарного озера?

Совсем недалеко от этого места – католический монастырь. На железных прутьях ворот табличка с надписью: «Капернаум – город Иисуса». На земле ещё одна, забавная: «Святое место. Запрещены: собаки, сигареты, оружие, короткая одежда». Хотя что удивляться – в Израиле все военнослужащие таскают с собой автоматы весом, между прочим, три с половиной килограмма. К этому быстро привыкаешь.

Плата за вход 3 шекеля (24 руб.). На большой территории – множество раскопанных построек, вернее, того, что от них осталось. Католический храм сделан из стекла в форме летающей тарелки. Он прячет под собой остатки восьмиугольной церкви, построенной примерно в V веке над остатками домика апостола Петра. Слева – Белая синагога, воздвигнутая на месте знаменитой синагоги, где учил и проповедовал Господь.

У входа на территорию паломников встречает бронзовая фигура апостола Петра с огромным ключом в правой руке. К Петру периодически прижимаются туристы, делая фотографии на память. Ну что ж, у каждого свои слабости.

На площадке возле моря – дружное пение под гитару. Большая группа людей в белых балахонах умилительно поёт, обратившись лицом к большому белому кресту, стоящему на берегу. Протестанты? Нет, оказалось, католики. После полуторачасовой мессы аккуратно складывают свои одеяния в специальные сумки. Всё это делается парами. Знакомлюсь со священником. Отец Андрей, выходец с Украины, говорит по-русски с чудовищным акцентом. Давно живёт в Италии, преподаёт богословское право в университете. И такое есть? Любезно прощаемся.

Захожу в Белую синагогу. Вернее, её развалины. Предположительная дата постройки – IV в. Полуразрушенные стены, колонны. Откуда ощущение замкнутого пространства и целостности? Сажусь на пол и достаю маленькое походное Евангелие. Сколько же событий произошло здесь, в Капернауме, родном городе апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

В Евангелиях говорится о Капернауме, как о главном местопребывании Христа Спасителя после того, как Он оставил Назарет, так что Капернаум стал называться "Его городом": “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Матф. 9:1). Неисчислимое количество чудес и исцелений совершил здесь Господь. Но жители его остались глухи к новому благовестию, не соответствовавшему их торгово-промышленной суете, и Христос произнёс над городом Свой грозный суд: "И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф.11:23).

Заходят и уходят группы, варьируются разноязычные рассказы экскурсоводов. Фантазия некоторых бьёт через край, приобретая гротескные формы. А я всё сижу, и не хочется уходить. Остаётся только воскликнуть, как апостол Пётр когда-то: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68).

Что ж, пора уходить. Преодолев километра два, захожу в греческий монастырь. Розовые купола его белого храма издалека видны в золоте полей. В буйной растительности окружающих садов слышны громкие мяукающие крики павлинов, кудахтанье многочисленных кур. Вот они, прекрасные сказочные жар-птицы с роскошными длинными хвостами, переливающимися всеми цветами радуги. Несколько птиц сидят на крыше монастырской постройки, один красавец распушил веером хвост и поворачивается медленно из стороны в сторону, словно приглашая полюбоваться нерукотворной красотой, ещё один спокойно прогуливается у ног проходящих людей.

Причудливые деревья, сплетшие крепкие ветви с упругими листьями, образуют тенистую аллею, тянущуюся к морю. Молодой мужчина, стоя в воде, окунает ножками свою маленькую кудрявую дочку. Той нравится.

А в храме – яркие росписи и тихие песнопения на греческом языке. Сажусь в стасидию и вслушиваюсь.ikonasfoto «Агиос о Феос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос, элеисон имас», – напевно повторяется Трисвятое. Чудотворная икона Божией Матери увешана пожертвованиями, дорогими и недорогими. Огромная кипа фотографий – у греков такой обычай – засовывать фотографии близких. То ли прося молитв, то ли в благодарность за исцеления, скорее всего и то, и другое. Мелькают перед глазами фрески, а с ними и евангельские события, связанные с этими местами: утопающий Пётр, рыбаки в лодке и спящий Господь, Мария Магдалина, тянущая руки к Христу.

Господи, хорошо мне с Тобою здесь быть…

На обратном пути в Тверию удалось всё-таки попасть на подворье Горненского монастыря. Прекрасный участок земли был приобретён архимандритом Антонином Капустиным, подарившим нам возможность бывать на русских православных богослужениях в Иерусалиме, Хевроне, Тверии. Всё это кусочки родной земли и непрестанной молитвы.

На подворье находится храм в честь святой Марии Магдалины. В далёком 2004 году в пять часов утра я там стояла на клиросе и читала по церковно-славянски, так как монахине надо было исповедоваться, а больше никто на этом языке читать не умел. Витражное окно было открыто, над морем поднималось красное огромное солнце, согревая первыми лучами белые стволы и пушистые кроны огромных деревьев.

И вот снова я здесь по милости Божией. В рюкзаке лежит белая рубашка, в которой дважды доводилось купаться в Иордане. И я с удовольствием окунаюсь в каждый их трёх источников. Первый – Марии Магдалины, второй – тёплый и мелкий – от глазных заболеваний. А потом босиком бегу по пустынной территории к третьему – родоновому. Он больше похож на бассейн. Матушка Феофания сказала, что там надо побыть минут десять. Плаваю, а за ноги кусают мелкие рыбки. Немного страшновато.

И снова иду по дороге, размахивая мокрой косынкой. После купания в источниках в теле необыкновенная легкость. Не иду, а лечу. И, конечно же, останавливается машина. И снова какой-то еврейский дедушка, ошеломлённый моим полётом, довозит меня на своей машине до Тверии.

Чем же закончить праздничный день? Конечно же, рыбкой св. Петра. Только вот незадача, один русский, давно живущий в Израиле, поведал мне, что рыба эта давно в Кинерете не водится. Её поставляет рыбзавод, в котором есть даже ферма по выращиванию крокодилов. Может, это и правда. Но если верить сердцем, то всё равно для нас это рыба, которую ловили простые рыбаки, ставшие впоследствии «ловцами человеков».

Лариса Хрусталева

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря