Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Какие в Библии противоречия?

Вопрос из колонии: «Много читаю Библию, заинтересовавшие меня места выписываю в тетрадь. Меня не перестаётbibliya поражать мудрость, точность и практичность Притчей, Премудрости, Экклесиаста и Сираха. Не совсем понимаю слова в Сирахе 12:1, 2, 4-7. Второй стих я ещё понимаю, а остальные – нет. Углядываю в этом противоречие (хотя какие в Библии противоречия!) с Притчами 25:21,22. Если есть толкование, то разъясните, пожалуйста. Нравится 58 глава Исайи, хотел бы иметь толкование этой главы.

Василий»

Ответ: «Уважаемый Василий! Действительно, есть над чем задуматься. Мы читаем: «Давай доброму, и не помогай злому!» (Сир. 12:7). И, с другой стороны: «Голоден враг твой, накорми его хлебом» (Притч. 25:21) Правда, Сирах не относится к числу канонических книг Библии, поэтому говорить о богодухновенности текста этой книги в строгом смысле нельзя. Можно лишь о полезности. Что полезно в Сир. 12? Учение о том, что надо оказывать помощь тем, кому она нужна и полезна и быть осторожным с людьми, настроенными вражебно. И Сирах, и Притч относятся к Ветхому Завету, в Новом Завете мы находим особое учение о врагах. Трудно до него дойти путем духовного восхождения.  Ступенями на пути такого восхождения могут быть: 0. враждебность ко всем 1. враждебность к врагам и дружелюбие к друзьям 2. осторожность по отношению к врагам и заботливость о друзьях 3. новозаветная любовь к ближнему, даже если он себя враждебно ведет. На этом пути требуется мудрость, рассудительность и практичность.

Всего вам доброго, диакон Павел,

уважая Ваше пожелание, приведу отрывок из "Толковой Библии" Лопухина.

Книга пророка Исайи, 58 глава:

Основной темой главы является суд Божий над Израилем, или раскрытие его глубокой виновности, несмотря на всю внешнюю видимую праведность. Еврейский народ послепленной эпохи (которую, главным образом, Исаия здесь и созерцает) отличался большой привязанностью к Моисееву культу и букве закона. Потому он недоумевал, за что же еще его можно обвинять? Несомненно, этот смысл имеет характеристика иудеев во втором стихе, где они изображаются, “как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога Своего”.

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои… Но они ищут Бога не там и не так, где и как бы это следовало, что особенно ясно раскрыл Господь Иисус Христос сказавши: “приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;” (Мф. 15:8; Ср. Ис. 29:13).

3. Обличение чисто наружного и потому ложного благочестия иудеев. Почему мы постимся, а Ты не видишь?.. В еврейском мировоззрении царила грубо-внешняя точка зрения на средства спасения: раз человек исполнил те или иные предписанные законом обрядовые действия, он полагал, что за это он не только имеет основание получить спасение от Бога, но может даже этого требовать, как, своего рода, заработанной платы. Типичным примером этого рода у пророка Исаии так же, как позднее и у Самого Спасителя в его известной притче о мытаре и фарисее, является взгляд иудеев на особенное значение постов (Лк. 18:12; ср. Мф. 6:16; Лк. 5:36). Лучшим разоблачением всей несостоятельности подобного уродливого взгляда служат дальнейшие слова пророка, в которых он вскрывает все лицемерие подобного поста, все несоответствие его своей цели.

Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других... Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (4-5 ст.). Отсюда ясно, что один физический пост, хотя бы он сопровождался полным изнурением тела, недостаточен: свое значение пост получает только тогда, когда он растворяется и соответствующим душевным настроением, о чем пророк Исаия говорит дальше.

6-7 ст. В этих двух стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста — борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл угодного Богу поста, что они послужили содержанием одной из лучших великопостных стихир: “постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость.”

8-12 ст. Эти стихи в ряде параллельных образов раскрывают одну мысль — о спасительных плодах истинного поста, взятого здесь в качестве символа правильного богопочтения вообще.

И правда твоя пойдет пред тобою и слава Господня будет сопровождать тебя (8 ст.). То самое оправдание, которого теперь вы так тщетно ищете, будет у вас пред глазами, и прославление от Господа будет естественной наградой для вас. Почти буквальное выражение данного образа встречаем мы и у Псалмопевца 36:6).

Когда ты удалишь из среды твоей ярмо... По связи с контекстом (“узы ярма” — 6 cт.), под “ярмом” здесь правильнее всего понимать гнет юридических и общественно-экономических отношений, давивший большинство сынов Израиля со стороны привилегированного меньшинства.

Перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное... “Подымание перста означает самонадеянную гордость учителя, садящегося на седалище Моисеево; слова оскорбительные, произносимые начальствующими, мы видели выше в пророчествах Исаии, как, напр., в 5:18-19; 28:9-10,13-15,18,22; 30:1-2; 31:1 и мн. др., из которых явствует... весьма сильно распространенное в правящих классах неверие” (Властов).

11 ст. и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою... и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю — образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Данное выражение повторяется еще и у пророка Иеремии (31:12). Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков  воспоминание о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? (Быт. 2:10).

12 ст. И застроятся потомками твоими пустыни вековые... и будут называть тебя… возобновителем путей для населения... Под “пустыней жаждущей” пророк Исаия обычно разумеет мир языческий (35:1; 55:1,5; 61:4 и др.), здесь он говорит о миссии духовно обновленного Израиля, именно, о призвании через него язычников в ограду новозаветной церкви. Под “потомками” Израиля, в таком случае, должно разуметь не плотских, а духовных потомков, т.е. христиан.

13-14 ст. Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи послепленного периода и времени земной жизни Спасителя строго соблюдали “субботний покой” (Ис. 1:13; Мф. 12:1,11; Лк. 6:6-9), но они не понимали его характера “святости.” Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу трудовую жизнь, посвящали получавшийся досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота должна быть “святым” днем, т.е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и служения ближнему. Только такое празднование субботы даст духовную радость и будет освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 12:1-14; Лк. 14:1-6 и др.)

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря