- Подробности
-
Опубликовано 15.12.2011 00:15
Софония происходил из знатной семьи, время служения пророка пришлось на царствование Иосии (640–609 до н.э.).
Ассирия подчинила власти иудейские не только политически, но и духовно. В Иерусалим стали проникать языческие обычаи. Возродилось почитание звезд («воинства небесного»), даже человеческие жертвоприношения. Голос пророков умолк, религиозная оппозиция жестоко подавлялась. Это был последний и самый страшный рецидив двоеверия в ветхозаветной истории. Против него и возвысил голос пророк Софония. Два обстоятельства способствовали его открытому выступлению: на престол Давида был возведен малолетний Иосия, и правителями оказались царедворцы, не хотевшие продолжения прежней политики; кроме того, вторжение скифов стало предзнаменованием кризиса ассирийской державы.
Пророк Софония, видимо, проповедовал в Храме во время богослужения. Его пророчества близки к сакральным гимнам, продолжают традицию пророка Амоса с его грозным пафосом близкого Суда Божьего. Книга Софонии написана стихами, четко делится на три части: а) пророчество о Судном Дне Господнем (1:1-2:3); б) грозные речи, обращенные к народам (2:4-15); в) грехопадение Иерусалима и весть о грядущем спасении (3).
Пророк изображает современный ему мир в самых мрачных красках. Злоба, насилие, нечестие, народов ведут к гибели. Кончается долготерпение Божье. Люди пожнут то, что посеяли. Напрасно они думают, что Господь бессилен (1:12). Нарушен нравственный миропорядок, и это влечет за собой глобальное возмездие, подобное Потопу (1:2 и 3). Среди всеобщего хаоса устоят только «смиренные земли». В этом Остатке осуществляется Обетование Господне. Пусть, говорит Бог устами пророка, помрачен дух князей, священников, пророков, пусть их постигнет кара, но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного; ибо сами будут пастись, и никто не потревожит их (3:12-13).
Софония впервые ясно говорит об избранности «бедняков Господних», предшественников «нищих духом» и кротких, которые наследуют Царство. Пророк призывает их искать высшую правду и спасать мир через покаяние (2:3).
В заключение Софония возвещает о том, что Бог отменил Свой приговор Иерусалиму. «Дщерь Сиона» торжествует, встречая своего истинного Царя – Господа (3:14_15). Но не только ветхозав. Церковь будет помилована. Все народы отвергнут идолов (2:11) и
обратятся к истинному Богу.
Тогда опять Я дам народам
уста чистые,
чтобы все призывали имя Господа
и служили Ему единодушно.
Из заречных стран Ефиопии
поклонники Мои, дети рассеянных
Моих,
принесут Мне дары.
(3:9-10)
Пророчества Софонии оказали немалое воздействие на общество. Они подготовили религиозное обновление, инициатором которого стал царь Иосия.