Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Богословские миниатюры. Высшие законы

Высшие законыПредположим на минуту, что мы знаем одни лишь законы физики и вся наша наука исчерпывается физикой, или еще упрощенней - механикой. Предположим, что мы, не зная ничего об органической природе, увидели бы три лежащих на земле предмета: бревно, человеческий труп и спящего живого человека.

Зная законы физики, закон земного притяжения, мы будем уверены, что бревно никогда само не подымется с земли, если какая-либо посторонняя механическая сила не выведет его из этого положения. Точно также будет неподвижен и труп.

Но по каким законам физики, в частности механики, поднимается с земли проснувшийся человек? Ведь с точки зрения элементарной физики, вернее даже механики, он есть такой же предмет, как бревно или труп.

Живой человек, проснувшись, встает потому, что в нем проявились те силы, которые потенциально хранились в нем, пока он спал. Эти силы извлечены из той же матери - земли, из которой появились и камень, и бревно, из той матери - земли, из которой возникают, и в которую возвращаются все вещи и все организмы. Человек встает потому, что имеет в себе силы, побеждающие механические законы. И здесь особо надо подчеркнуть, что сила жизни преодолевает законы механики, не уничтожая их, а наоборот, заставляя их служить себе.

То, что с точки зрения одной лишь механики показалось бы сверхъестественным, по законам жизни является естественным. Заметим и то, что исторически Жизнь возникла на земле как нечто новое и невиданное с точки зрения дожизненных времен (если бы была возможна такая точка зрения), как нечто невероятное.

Чтобы преодолеть силу притяжения Земли и встать на ноги, лежащему человеку, нужна большая сила. Чтобы оторваться от нее, нужна еще большая сила. В обычных условиях земного существования тело не может оторваться от земли. Чтобы поднять и бросить камень, нужна сила, побеждающая силу, притягивающую камень.

Чтобы вывести тело на самостоятельную орбиту, оторвав его от земли, нужно победить условия земного притяжения.

Еще недавно - двести-триста лет тому назад - никто не смел и мечтать об этом. Брошенный камень или выпущенный снаряд всегда падал на землю. В прошлом веке начали мечтать. В этом веке - осуществили.

Нужно было извлечь из самой же земли силу, которая могла выбросить тело из сферы земного притяжения, но главное - нужна была прежде всего мысль, смелая мысль и вера в возможность осуществления. Затем воля и действие. Но все это могло осуществиться только в том случае, если еще до возникновения самой мысли и веры человека существовала потенциально сама возможность этого.

Человеческая мысль должна была разгадать законы бытия, которые вложил в мир Творческий Разум. Вера должна была дать крылья человеческой воле. Только поверив в возможность овладения этим в будущем, можно было победить условия земного существования.

Но можно ли победить эти условия? Можно! Ибо в самой природе заложена эта возможность.

Человек скован условиями своего земного существования, связан законами необходимости. Может ли он обрести свободу? Свободу полную, свободу навсегда? Свободу от тех законов, по которым он с необходимостью умирает. Какие силы должен он извлечь из своей природы, чтобы изменить ее, чтобы эти силы, исторгнутые из царства необходимости, дали возможность преодолеть эту необходимость и войти в царство свободы?

Человек может это совершить, если это уже как бы запроектировано в потенции и вложено, как программа, в существующий мир.

Камень никогда не поднимется с земли, если какая-либо воля не поднимет его. Камень никогда не оторвется от земной орбиты, если мысль и воля человека не создадут для него особых условий, в силу которых он переместится так, как прикажет ему человек. Камень может быть брошен и тогда полетит по воздуху. Ракета может быть запущена и оторвется от земли. И камень, и ракета, не движимые человеческой волей, будут лежать неподвижно и в конце концов разложатся на химические составные элементы. Человек, погруженный в жизнь земли и не знающий ничего кроме жизни своего тела, происшедшего из земли, умрет вместе со своим смертным телом, уйдет целиком в ту землю, из которой взят. Тело умрет и рассыплется в прах, и вместе с ним рассеются все чувства человека, связанные с жизнью этого тела. Чувство голода, холода, жажды, наслаждений - все рассеется, когда прекратится жизнь тела. Но наше "я", как это мы хорошо знаем, может управлять и телом, и чувствами и как бы выходить за их сферу.

Наше "я" - это нечто, что выше тела, чувств и даже мыслей. Оно всегда одно и то же. Все меняется - и тело, и чувства, и мысли, а наше "я" остается неизменным. Может ли оно остаться существовать вечно? Может ли оно создать свою сферу, в которой поток жизни будет непрекращающимся? Может ли возвыситься над жизнью умирающего тела, над преходящими чувствами, над своими быстрыми мыслями? Может ли, находясь во всем этом, достичь такой силы, что сможет выйти из сферы законов, по которым живет тело, "оторваться" от них и начать новую жизнь?

Чтобы выйти за пределы Земли, нужна большая работа на Земле. Чтобы победить законы Земли, нужно знать эти законы и творчески сочетать их так, чтобы они сами послужили к тому, чтобы их можно было преодолеть. Чтобы победить условия человеческого существования, нужно изучить эти условия и победить их "изнутри". Чтобы перейти к новой форме жизни, гусеница должна как бы умереть, превратиться в неподвижную куколку. Чтобы победить смерть, человеку нужно так подойти к своей смерти, чтобы в ней самой уже был залог победы над ней!

Это трудно сразу понять, ибо обычный "здравый смысл" не может охватить всю сложность происходящего.

Христианская философия, краеугольным камнем которой является идея Вечной жизни, дает единую теорию мироздания. Она является цельным мировоззрением, которое дает ответ не только на вопрос о том, какова картина Вселенной в данный момент, но и на вопрос о том, каковы окончательные судьбы Вселенной и находящегося в ее онтологическом центре человека.

Она отвечает на вопрос о том, каков общий характер движения всего нашего космоса, о его конечной цели и о выходе человека за пределы этого космоса, но только, разумеется, не в плане элементарном, когда все сводится к тому, чтобы передвинуться в какие-то иные точки того же самого нашего мира в его трех измерениях, а о выходе человека в иной, горний, духовный мир, где он в полной мере ощутит себя образом и подобием Великого Творческого Разума, то есть Бога.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ivanov/ivanov1/contents.html