Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Православный ученый о кризисе общения и выходе из него

horujiyСовременный прогресс коммуникации одновременно представляет собою регресс общения.

И наиболее значительный ущерб для общения несут новейшие коммуникативные технологии, медийные и виртуальные. Медийные коммуникации создают у адресатов коммуникации мнимую картину реальности. Медийные коммуникации — это безличные формы коммуникации. В ходе таких коммуникаций человек изменяется, превращаясь в медийный конструкт, то есть не к углублению, а обмелению своей личности. Уместно вспомнить и предостережение Марины Цветаевой: Брось, девушка! Родишь читателя газет! Что же касается виртуальных технологий коммуникации, таких как общение в интернете, то виртуальная коммуникация не является безличной, а представляет собой все же человеческое взаимообщение, способное развиваться и углубляться. Однако это общение принципиально не может достигать полноты подлинного общения.

Оно лишено обязательности и ответственности, которые несет встреча лицом к лицу, и человек в нем заведомо не может проявлять себя во всей своей цельности. Хотя и способное заинтересовывать, зацеплять, оно всегда поверхностно, необязательно и частично; и поскольку оно не насыщает духовно-душевных потребностей человека, то человек, как правило, начинает испытывать фрустрацию. Чтобы преодолеть ее, он множит свои виртуальные контакты, увеличивает длительность виртуального общения — но это все бесплодно.

Резюмировать все эти черты новейших видов коммуникации можно схематически. Сравнительно с обычным человеческим общением эти коммуникации выстраивают многообразие новых форм; и это многообразие можно представлять как некую иерархию, нисходящую вниз, ко все более обездушенным, поверхностным и частичным формам. Это — иерархия по убыванию личностной, духовно-душевной насыщенности общения. В конце такой иерархии будет чисто формализованное общение, какое осуществляется меж компьютерными системами. Итак, в новейших коммуникациях, медийных и виртуальных, человеку предлагается иерархия форм общения, нисходящая от полномерного личностного общения — к «общению протоколов». С укреплением своего господства, эти новые виды коммуникаций несут кризис человеческого общения.

Хочется напомнить, что существуют и другие миры общения, наиболее ярко и полно они представлены в духовной практике. Мы их кратко рассмотрим на примере православного исихазма. Эта практика, зарождавшаяся в монашеском отшельничестве, нередко рассматривается как пример асоциальности, радикального выхода из общества и общения. Но исихазм представляет собой школу высших форм личного общения. В сфере современных коммуникаций мы нашли иерархию форм общения, нисходящую к предельно обедненному общению, обмену битами информации. В исихастской практике мы находим иерархию все обогащающихся форм, восходящую вверх, к вершине, которую занимает абсолютная полнота общения, данная как совершенный обмен бытием.

Опишем эту восходящую иерархию подробней. Исихастская практика начинается с создания особой формы общения — в диаде послушник-старец. Это — асимметричное общение, одна из сторон путем общения питает личностный рост другой. В диаде послушник-старец общение достигает такой глубины, что старцу делается открыт, прозрачен внутренний мир послушника, а послушник испытывает преображение своего мира, вступая на путь, ведущий к бытийному претворению.

Дальнейший путь практики построен в ступенчатой парадигме, это — знаменитая исихастская Лествица, ступени которой восходят к соединению человека с Богом.

Восхождение совершается посредством молитвы, то есть общения с Богом, и каждой из ступеней Лествицы соответствует определенная форма молитвенного Богообщения. Лествица представляется как восходящая иерархия форм общения. Понятие личности относится к Богу, личность как таковая есть Божественная Ипостась; и восхождение человека к соединению с Богом есть, тем самым, ничто иное как его приобщение к Личности-Ипостаси, становление человека личностью.

Поэтому ступени восхождения — это ступени строительства личности человека, и строительство это совершается в общении и путем общения. Однако общение — не только способ строительства личности, но и ее существования. В православном богословии Божественное бытие передается формулой «личное бытие-общение». Эта вершина всех форм общения мыслится как совершенный взаимообмен бытием между Личностями-Ипостасями Троицы. И формы общения, созидаемые на ступенях практики, постепенно углубляясь, вовлекая в себя всего цельного человека и переустраивая его, восходят к этой полноте общения — хотя и не могут всецело ее достичь.

Эта упрощенная схема форм общения небесполезна для ориентации в реальности наших дней. Универсум общения представился нам в виде двух взаимно противоположных иерархий, которые обе имеют своим основанием обычные практики общения в обыденной жизни. Новые технологии создают нисходящую иерархию все более обедненных форм общения, ведущих к его полной виртуализации и превращению в машинное «общение протоколов». Помимо обеднения общения, их господство несет и реальные угрозы существованию человека. К примеру, глубокий, длительный уход в виртуальную реальность затрудняет отношения человека с актуальной реальностью, ухудшает его способность контроля и управления собой и окружающей ситуацией, повышает риски техногенных катастроф; развивающиеся постчеловеческие тренды строят проекты устранения человека, замены его неким «Постчеловеком» в виде киборга или генетического мутанта. Напротив, в духовной практике, в восхождении к личному бытию-общению созидается восходящая иерархия форм, в которых общение достигает все большей глубины и насыщенности, так что в нем происходит обогащение личности, генерация более тонких и высокоорганизованных структур личности человека. Ведущие же к вершине высшие формы общения в наиболее чистом виде культивируются в аскетической практике, но их можно также найти и в более широкой сфере. Стоит, в частности, вспомнить, что особая развитость личного общения, его необычайная напряженность и глубина традиционно считались отличительным свойством русского менталитета, русской среды — свойством, что всегда поражало людей Запада. Поэтому в русской культуре, особенно, в русской классике и, в первую очередь, у Достоевского, можно почерпнуть многое о высших формах общения.

Из этой картины можно извлечь и практические выводы. Сегодняшнее торжество нисходящей иерархии несет угрозы и риски для человека, и эта ситуация нуждается в оздоровлении. В сегодняшней ситуации полномерность межчеловеческого общения, приобретает новое значение, выступает как ресурс для борьбы с антропологическим кризисом. При всех опасных сторонах коммуникационных технологий, они сплошь и рядом незаменимы. Поэтому нужной стратегией является скорее не вытеснение их, а коррекция, которая достигалась бы их сочетанием с высшими формами, полноценными личностно и духовно. Попытку такого сочетания можно видеть в формирующейся в наши дни постсекулярной парадигме, которая ставит целью выстраивание диалогического партнерства религиозного и секулярного сознания. В очередной раз в истории, спасительный путь для человека и общества оказывается в отыскании гармонического баланса старого и нового.

Проф. Сергей Хоружий (из выступления на конференции «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты»,  полный текст опубликован на сайте Института синергийной антропологии)

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря