Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Новопреставленный узник сталинских лагерей

АрцыбушевЛагеря и ссылка были спасением для моей души. Все свои мытарства я принимал как заслуженные, как наказание за свои грехи. Поражало, как страдали за свою веру безвинные люди, как стойко сносили лишения с благодарностью за возможность умереть за Христа. В тот период так часто меня касалась милость Божия, что никаких книг не хватит, чтобы все описать. Сейчас я без всякой ненависти вспоминаю множество разных «гражданинов начальников», от которых зависела моя судьба. Зло и ненависть, правящие тогда свой кровавый пир, гасились в душе моей могучей силой самого маленького добра, встречающегося даже там, в пожизненной ссылке на Крайнем Севере.

После окончания срока заключения в 1952 мне объявили приговор: вечная ссылка в Инте, где я оформился на работу в Дом культуры на ставку дворника, хотя реально работал художником. Мы работали там над гипсовыми памятниками И. И. Мечникову, Н. И. Пирогову, И. П. Павлову, И. М. Сеченову, И. В. Сталину. А за роспись стен ресторана в Инте мне удалось получить денег и построить «всем миром» из ящиков и картона собственный дом, где собирались постоянно многие ссыльные, называя наше скромное жилище московским домом за уют и гостеприимство.

Вырвались мы оттуда чудом в 1956 году, но жить в Москве не имели права — сколько я ни писал в прокуратуру, мне отказывали в реабилитации, потому что я обвинялся в подготовке покушения на Сталина. После очередного посещения прокуратуры, потеряв всякую надежду, я ехал на электричке в Александров, где мы были прописаны. Подъезжая к Загорску, я вдруг почувствовал, что должен сойти: какая-то сила выпихивала меня из вагона. Я пошел к мощам преподобного Сергия, крича в своем сердце: «Хоть ты мне помоги!» Приложился и совершенно успокоился. В тот же день в Александрове Коленька Романовский, который тоже там жил, встретился с человеком, подтвердившим потерянные материалы очной ставки, благодаря чему обвинения в терроре с нас были сняты. Мы были реабилитированы!

Алексей Петрович Арцыбушев, новопреставленный узник сталинских лагерей