- Подробности
-
Опубликовано 12.07.2014 00:00
К нам на сайт пришло письмо:
Добрый день!
Подскажите: я иногда слушаю православное радио онлайн и услышала как-то, что венчаться людям, редко посещающим храм, не кающимся и не исповедующимся нельзя, т.к. сатана разлучит данный брак. Вера слабая, и сатана может насмеяться.
Я думала наоборот, что венчание – это защита от сатаны, т.е. покров Божий.
Спасибо заранее. Спаси Вас Господи!
Раба Божия Ольга
Дорогая Ольга!
Чтобы правильно понять, в чём тут дело, нужно немного разобраться в православном понимании Таинств и благодати.
По церковному учению, спасение человека имеет две ключевые составляющие:
- с одной стороны, устремлённость самого человека к Богу
- и действие Божественной благодати, с другой.
Поэтому, как известно, человек не может спастись лишь собственными усилиями, без Божией помощи. Но в то же время и Сам Бог не может спасти человека против его воли, т.е. без усилий с человеческой стороны. Этот принцип действует как в глобальном плане – в вопросе спасения, так и в более частных вещах.
Христианский брак задает очень высокую планку: в Евангелии Христос так говорит о браке: ...Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7–8). Митр. Антоний Сурожский говорит о том же немного другими словами: в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством.
В Таинстве брака двум любящим людям подается благодать для возрастания в таком единстве. Но в то же время эта благодать, как ясно из вышесказанного, не действует чисто автоматически, как некая механическая защита. Это такой дар, который надо взращивать и возгревать, и без надлежащего "ухода" он может угаснуть. Тогда это, конечно, будет лишь на посмеяние сатане. Если же дар этот действительно беречь и возгревать, то никакие козни лукавого, действительно, не смогут повредить. Но можно ли его возгревать без постоянной помощи Божией и без ответного устремления к Богу? Наверное, ответ понятен.
Резюмировать все это можно, наверное, так. Если люди, которые собираются венчаться, имеют решительное желание крепко связать свою жизнь с Богом, то они смогут преодолеть какие-то упущения в своей жизни, сумеют найти духовного руководителя и наладить с его помощью свою церковную жизнь. Тогда все будет в порядке.
Если же они смотрят на венчание лишь как на способ получить защиту от нечистой силы, то тут их может легко постигнуть скорое разочарование.
Павел Каледа