|
|
|
Главная
- Подробности
-
Опубликовано 19.09.2011 17:46
Церковная ограда. Входим. Слева дверь. За ней крутая лестница. Дети ловко и быстро поднимаются вверх. Взрослые стараются не отстать...
11 сентября. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Младшая группа Воскресной школы нашего храма отправляется на экскурсию в Музей православного звона. Он находится при храме святителя Николая в Заяицком. Кстати, название никак не связано с «зайцами» - это приходится объяснять нашим детям. Раньше в этой части Замоскворечья жили заяицкие казаки, Яик – старинное название реки Урал…
Приехали чуть раньше. Ждали у входа в храм экскурсовода. В храме заканчивается служба. Священник поздравляет прихожан с праздником. Мы стоим на ступеньках. Моросит дождик. Дети ловят ртами его капли…
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 19.09.2011 16:03
С первой страницы сайт «Погружение в классику» объявляет, что его назначение – бесплатный обмен качественными аудио- и видеозаписями классической музыки, их профессиональное и просто культурное обсуждение, и, вообще говоря, помощь начинающим слушателям классики.
На сайте выложены ноты, либретто опер, книги по музыке... В разделе "Неформат" собрано то, что не подходит под понятие классической/академической музыки. Например, на днях кто-то разместил там фильм о гениальном архитекторе Гауди.
Скачивание терабайтов с этого сайта нельзя сравнить с каторжными работами. Файлы для скачивания расположены в основном на «мейле» и «народе», реже на "рапиде" и "депозите".
Благодарим наших высококультурных соотечественников за то, что они так щедро делятся накопленными сокровищами. Спасибо, друзья!
- Подробности
-
Опубликовано 16.09.2011 18:49
Пророк Моисей (пам. 17 сентября) много потрудился для народа Божия, с его именем связан ветхозаветный Закон. С его именем связаны десять заповедей.
Книга Бытия, которую написал пророк, Великим постом прочитывается в Церкви. Отрывки из других его книг тоже звучат на службах, он изображен на иконе Преображения рядом со Спасителем.
Великий пророк Божий Моисей, молись о нас!
- Подробности
-
Опубликовано 15.09.2011 14:56
Преподобные Антоний и Феодосий Киево-печерские (память 15 сентября) насадили в нашей стране древнюю монашескую традицию - исихазм.
Про святого Антония известно, что он свой подвиг совершал на Афоне. Его можно считать представителем афонского исихазма, от которого на Руси и привилась эта духовная традиция.
Преемником Антония был Феодосий, с этих двух святых начинается история русского исихазма.
Тропарь преподобных Антония и Феодосия Печерских, глас 3:
Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, / и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.
- Подробности
-
Опубликовано 15.09.2011 14:31
Благодатное преемство
Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество (Ин. 21, 3–17), даже тень его исцеляла больных (Деян. 5, 15); он созерцал нетварный Свет Преображения. Сравниваешь свою скудную духовную жизнь с жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной. Такое желание может привести к самообольщению и бесовскому обольщению: если упорно искать чудес и найти их в переживаниях на молитве и в сбывающихся сновидениях, то легко счесть себя особо облагодатствованным и не подозревать о своём духовном неблагополучии.
Это состояние прелести. Есть явление, с нею связанное, но к ней не сводящееся: когда прелесть перестаёт быть уделом одиночки, распространяется на группу; передаётся от наставника к ученику, то есть организуется в традицию ложного мистического опыта. Эти традиции прелести я буду называть харизматизмом. Появился он давно: в Деяниях святых апостолов (8, 9–24) апостолы осуждают симонию — харизматисткую практику Симона волхва и его последователей. Харизматизм превращает жажду благодати в идеологию групп потребителей, нацеленных на скорое приобретение сверхъестественных способностей, которые обеспечат здоровье, достаток, уважение, чувство эйфории, знание будущего — так подобные группы понимают благодатные дары. Их получают для комфортной жизни с помощью разных обрядов и психотехник. Апостолами небесные дары понимаются иначе: они умножают любовь к Богу и людям, служат средством общения с Богом и людьми.
Гонения начали эпоху мучеников, когда век Апостолов ещё не закончился. Христос предрекал Апостолам благодать мученичества: Когда же поведут предавать вас <...> что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13, 11). Апостол Стефан в час мученичества исполнился Духа и созерцал Христа в Его нетварной славе (Деян. 7, 55).
Конец гонений в IV в. породил новое религиозное движение. Ответом на обмирщение христиан было монашеское движение — подвиг бескровного мученичества тех, кто стремился жить по Евангелию. К цепи благодатного преемства прибавилось новое звено: апостольство — мученичество — монашество. Духовное средоточие монашеской жизни составляет исихастский подвиг. Влияние его не ограничилось монахами; каждый призывается к нему в свою меру. «Христианин должен быть подвижником»,— говорит архимандрит Софроний (Сахаров). Быть, а не выглядеть.
Архимандрит Софроний (Сахаров) |
Преподобный монах Иоанн Лествичник описал путь стяжания Святого Духа в виде ступенчатого восхождения от земли до Бога. Ступени соответствуют различным образам жизни христианской, точнее, различным образам соединения действий подвижника с действием Бога. Будучи предметом изменчивым, действия (энергии) с трудом поддаются описанию. И все же нужно хоть как-то знать всю последовательность духовного восхождения. Бывает, что искатель духовности прекращает восхождение, думая, что достиг предельной высоты; переставая восходить, он скатывается вниз. Ни одна ступень не достигается раз и навсегда, на ней нельзя остановиться, перестав действовать. Бывает, что христианин летит на небо через несколько ступеней, хорошо, если опытный подвижник вовремя остановит его. Сверхбыстрого восхождения на пути незаконного подвига ищут харизматисты. И это побуждает нас, не вникая в нюансы, проследить основные ступени духовного восхождения с присущими им дарами.
Ступени с первой по третью
Начинается всё с поворота: отвращения от греха (до ненависти к нему) и обращения к Богу (до самозабвенной любви к Нему). Жизненный путь переориентируется. Цель жизни видится уже не в достижении мирских целей (власть, удовольствия), а в прямом общении с Богом, обожающим человека до обожения. Покаяние есть и 1-я ступень, и одновременно бесценный духовный дар[1]. «Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя (покаянным самопознанием — д.П.С.), чем кто был удостоен видеть ангелов» (авва Исаак Сирин). В полноте покаяния печаль по утраченному из-за грехов Богу всегда сменяется радостью по Богу, приходящему освободить от грехов: «Благодать покаяния есть восхищение души к Богу» (архимандрит Софроний). Покаянием делают первый шаг на земном пути, где покаянию нет конца: конец означал бы полноту обожения. Бог наделяет кающегося дарами памяти смертной (она стимулирует частую молитву — память Божию) а также чувств сокрушения (составляет ядро покаяния) и страха Божия (изгоняет малодушную боязливость). Покаянием познаётся истина и отвергается прелесть. «Все виды бесовской прелести <...> возникают оттого, что в основание молитвы не положено покаяние» (святитель Игнатий Брянчанинов). Харизматисты часто сужают покаяние до тривиального сожаления о некоторых поступках. Католичество принижает покаяние, считая сокрушение более радикальным средством. Сокрушение культивируется, оно принимает самые острые формы, на грани истерик и неврозов. Иллюстрацией нам послужит харизматистское движение флагеллантов (XIII в.), в котором сокрушение связывалось с публичным кровавым самобичеванием.
Покаяние выводит на 2-ю ступень — борьбу со страстями. Здесь своя стратегия и тактика (см. Лествицу). Основные страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Силу страсти может набрать любой повторяемый грех, ставший жизненной потребностью, второй натурой. Побороть страсть означает побороть себя и демоническую силу, разжигающую страсть для того, чтобы через неё порабощать человека. Борьба со страстями связана с исполнением заповедей Божиих, ревностный исполнитель получает дар смиренномудрия. «Чем больше смиришь себя, тем большие получишь дары от Бога»[2]. Исполнение заповедей исихасты трактуют не в привычных нам западных стереотипах: «Воздаяние бывает не добродетели (этический стереотип — д.П.С.) и не труду ради неё (юридический стереотип — д.П.С.), но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны» (авва Исаак Сирин). Заповедь есть энергия Бога, её исполнение соединяет человека с Богом. Исполнение заповедей приводит к смирению перед Богом, в нём — не слабость, а сила для сражения с бесами. «Вся война идёт за смирение. Враги пали гордостью, и нас влекут в погибель тем же <...> смиренная душа обретает покой и мир»[3].
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 13.09.2011 13:42
С именем святителя Киприана связана православная поговорка: "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец". Киприановы слова порой представляются бесчеловечными, потому что если кто-то как-то по-своему верит в Бога, то и хорошо, и большего не надо требовать, ну а то, что он в церковь ни ногой, это ладно. Тем не менее приведённые слова имеют под собой такую почву, которую под сомнение ставить не приходится.
Тут дышит древняя истина о Боге и Его народе. Истина эта была открыта задолго до рождения святителя Киприана, когда у ветхозаветных пророков и новозаветных Апостолов неразрывные отношения Бога и Его народа уподобляются семейным узам. Ветхий Завет рисует такую картину: Израиль верит в Бога, милость Божия связывает Бога и Его народ глубокими отношениями, подобными браку. Бог в этом браке как бы муж, а народ Божий как бы жена. Апостолы нарекают Церковь Невестой Христовой. Семья является символом предельно близких отношений. Мистическая связь между Богом и Его народом - это не просто интересная по необычайности своей мысль, это богооткровенная истина. Её нельзя отрицать, иначе останешься в стороне от чего-то самого главного.
И человек, который входит в церковную общину и воспринимает голос Церкви как голос, исходящий от Самого Бога, воцерковляется, вливается в эту благословенную семью. Не придумывает себе новую персональную религию, приговаривая: Бог-то всё равно один, значит я могу жить с Богом и без Церкви. Нет, человек, наученный отношению Бога к людям (Промыслу Божию), понимает: чтобы приблизиться к Богу, нужно войти во внутреннюю богослужебную жизнь Его Церкви. Другого пути нет.
- Подробности
-
Опубликовано 13.09.2011 13:12
С утра Великой субботы люди спешат освятить пасхальную трапезу: куличи, крашеные яйца. Ставят в центр горящую свечу, а батюшка читает молитву и кропит святой водой.
Высокоторжественно, с неподдельной теплотой пасхальная трапеза перед освящением нарисована на открытке, присланной из ИК-16 (Башкортостан).
- Подробности
-
Опубликовано 13.09.2011 13:07
Прихожане храма великомученицы Анастасии Узорешительныцы (ИК-14, Мордовия), несмотря на отделяющее нас пространство, – близки нам по духу, по общей вере. Они помнят о нашем приходском торжестве, о престольном празднике, – дне святителя Николая и преподобного Давида и приготовили поздравительную открыточку.
Спасибо вам, да пребудет над всеми нами Божья милость!
- Подробности
-
Опубликовано 13.09.2011 13:04
Какой неугомонной спешкой заполонена наша жизнь!.. Некогда уделить внимание даже близким людям. Экономя время и силы, мы покупаем не только подарок, но и открытку, часто с уже готовыми поздравлениями.
Вручную расписанную открытку сейчас, пожалуй, лишь от ребенка и получишь. Но есть и исключения, одно из них перед вами, пришло оно из мордовской ИК-14.
- Подробности
-
Опубликовано 13.09.2011 12:55
Когда человек впервые перелистывает страницы Нового Завета, перед его мысленным взором оказываются не только картинки из школьного учебника по истории древнего мира, но и те события этой истории, о которых нам не рассказывали. Нельзя было рассказывать. Даже считалось, что их и не было: Христос никогда не жил, а Его придумали первые христиане.
Живая книга Евангелия лучше всяких учебников дает почувствовать человеку всю правду о жизни Христа. Мы уносимся в древнюю Палестину и возвращаемся сюда, в современную Россию, уже другими…
|
|
|
|