 |
|
|
- Подробности
-
Опубликовано 14.03.2013 00:00
Судьба этого подвижника необычна. Мы привыкли, что его творения изучаются среди прочих творений латинских отцов Церкви. Мы называем его «Римлянин», хотя в древности его именовали и «Скифом». Он много потрудился на христианском Западе, однако решающее значение для него имел христианский Восток, монастыри Египта и Святой Земли. Так что его можно бы назвать восточным отцом, который писал на Западе и по-латыни.На христианском Востоке он – признанный святой, на Западе его числят полупелагианином. Была такая ересь, пелагианство, с ней боролся знаменитейший богослов – Августин, епископ Гиппонский. Спор шел о спасении.Тема пелагианских споров сложнейшая, и я вынужден изложить ее в сильно упрощенной форме. Какой силой спасается человек? Пелагий выдвигал на первый план человеческую силу, и участие Божией силы принижал. Пелагий считал, что Божии деяния дают человеку вдохновительный пример для исправления жизни, а больше нам ничего и не надо. Августину была чужда такая недооценка греха, он понимал, что греховность ограничивает наши возможности, колеблет нашу волю. Августин выдвигал на первый план спасительную силу Божию и недооценивал значение человеческих усилий в деле спасения.Таким образом, позиции Пелагия и Августина противоположны.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 13.03.2013 11:59
Заведующий кафедрой систематического богословия ПСТГУ Петр Борисович Михайлов, к. филос. н., подготовил доклад на важную богословскую тему. Вот его тезисы.
Постановка проблемы: 1) «Все библейское учение делится на три части — на этику, физику и богословие»1 (Origenes. Expositio in Proverbia // PG T. 17. Col. 220–221); 2) «А все учение изложено в трех книгах: из них первая содержит то, с чего особенно надлежит начинать христианам, а именно, с Бога, во введении просвещая нас в том, что касается знания троической единицы. Вторая повествует о сотворении и устройстве человеческих дел, а третья отдельно рассматривает вопросы добродетели и порока»2 (Joannes Damascenus. Sacra parallela, Prologus // PG T. 95. Col. 1045)
Анализ структур крупной богословской формы в трех аспектах (expositio – interpretatio – attributio):
1 Irenaeus. Demonstratio praedicationis apostolicae
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 11.03.2013 00:00
Стоит ли заказывать поминовение в неизвестных храмах у неизвестных людей? Жертвовать ли «на храм» человеку с кружкой? Общеизвестные, но почему-то забывающиеся соображения напоминает Георгий Гупало:
Подхожу недавно к одному московскому монастырю и вижу такую картину: мужик с бородой, подчеркнуто православного вида, достает из сумки картонку, на которой написано «Николай чудотворец», софринскую кружку без замочка и встает в позу побирушки. Решил его сфотографировать, что, естественно, не очень понравилось объекту съемки. Завязался разговор. А кто Вы, откуда?— На храм собираю, — решительно ответил субъект.— Какой?— В Малинниках, знаете, там под горкой, — очень уверенно ответил мужчина, стараясь припомнить важные детали, чтобы окончательно убедить меня в подлинности своих слов. Я хорошо знаю Малинники, или Ключ Гремячий (более точное название). Строительство ведут люди, связанные с Троице-Сергиевой Лаврой. Никто из них не может послать людей на улицу, чтобы собирать пожертвования. Но я не стал спорить с мужчиной, равно как и спрашивать, почему кружка не опечатана
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 10.03.2013 11:41

- Подробности
-
Опубликовано 08.03.2013 00:01

Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".
Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
- Подробности
-
Опубликовано 07.03.2013 00:00
Святой Поликарп родился во второй половине I века, был учеником апостола Иоанна Богослова и считался самым уважаемым богословом Малой Азии. На 86 году жизни он был арестован и, отказавшись отречься от Христа, сожжен заживо.
До наших дней дошло лишь одно из его творений «Послание к Филиппийцам»: «Следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо "милостыня избавляет от смерти" (Тов.4:10; 12:9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы "поведение ваше было безупречно среди язычников" (1 Петр.2:12), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанно, в котором, впрочем, вы и живете».
- Подробности
-
Опубликовано 04.03.2013 00:00

Князь Ярослав родился в 978 году. Он сын крестителя Руси князя Владимира. Прожил долгую и яркую жизнь, заслужив своими деяниями прозвище Мудрый.
При нем возникают первые монастыри (в том числе Киево-Печерский). Ярослав поручает перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Строит храмы и украшает их.
Стремясь умерить влияние Византии на Русскую Православную Церковь, предпринимает действия, в результате которых ставится первый Киевский митрополит не из греков - монах Илларион. 37 лет княжения Ярослава Мудрого сделали Русь одним из сильнейших государств.
- Подробности
-
Опубликовано 02.03.2013 01:16

- Подробности
-
Опубликовано 01.03.2013 00:00
В рамках XXI Рождественских чтений проводилась конференция «Прославление и почитание святых». Обсуждали проблему доступа к архивным документам. Сотрудники комиссий по канонизации свидетельствуют: процесс канонизации новомучеников практически приостановлен. Связано это, в первую очередь, с ограничением доступа. «Тщательная проверка материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах по судебно-следственным делам стала в принципе невозможна», — подчеркнул секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). По словам отца Дамаскина, в первой половине 2000-х годов основными препятствиями для канонизации того или иного лица являлись объективно доказанные факты — в частности, принадлежность человека к раскольничьим юрисдикциям (обновленцам, григорианцам), лжесвидетельство и оговор себя и других на следствии, сотрудничество с НКВД, аморальный образ жизни. Основным источником сведений служили архивные данные. Благодаря им комиссии удалось избежать многих ошибок. Однако с 2006 года доступ исследователей к судебно-следственным делам советского периода был перекрыт, и теперь основная причина, по которой невозможна канонизация того или иного человека в качестве новомученика, — это недостаток сведений о нем.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 27.02.2013 00:00
4 мая 2011 г. на 104 году жизни преставился ко Господу старейший клирик Казахстанской епархии схиигумен Евфимий (Тимаков). Должен родиться гениальный писатель, который сможет выразить величие и боль эпохи, прожитой батюшкой и миллионами наших соотечественников, ту радость, которую получали люди, утратившие, казалось бы, все, но нашедшие самое главное – Бога. Вот, что рассказывал сам батюшка о своей жизни: «Нас привезли из Самарской губернии в степь, на место будущего поселка Новая Тихоновка в середине лета 1931 года. Я был молод, со мной была жена и маленький ребенок. Мы выкопали ямку в метр глубиной, попончиками крышу закрыли и мешок с багажом в головах. Наш младенец прожил в этой яме месяц и умер. А зимой, когда нас перевели в недостроенные бараки, у нас другой младенец родился. Первую зиму свирепствовал тиф, было очень холодно, на пайке жить было трудно,
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 24.02.2013 00:00
Церковь есть особое духовное единство. И верующие родители имеют право принести в лоно Церкви свое дитя, ведь оно пока еще неотделимо от них. Это при условии: сначала мы крестим, потом дадим ему наследие веры. Крестит Церковь руками священника, то есть Церковь открывает ребенку свои объятия. Когда люди приходят креститься во взрослом возрасте, мы, принимая их, радуемся, потому что они имеют возможность перед таинством понять смысл крещения и узнать основы христианской веры. Для этого и существует крещальный Символ веры, в нем сказано самое главное о православной вере.
- Подробности
-
Опубликовано 20.02.2013 00:00

- Подробности
-
Опубликовано 20.02.2013 00:00
После пророка Захарии осталось драгоценное наследие – книга, вошедшая в Ветхий Завет и содержащая его пророческие видения и речи.
Отличительная черта книги – обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречается такого множества подробностей о последних днях жизни Спасителя, как у пророка Захарии.
Вместе с пророком Аггеем пророк Захария призывал иудеев поскорее построить разрушенный храм в Иерусалиме, так как туда должен прийти Спаситель.
- Подробности
-
Опубликовано 16.02.2013 00:00
Из воспоминаний… 
«Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени я буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежащем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: «Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля посольской церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». Подписалось несколько человек, но все хотели ехать женатыми священниками. А что, не поехать ли мне? – спросил я себя. Да, нужно ехать, – прозвучало в совести, – только не женатым. Что-нибудь одно: или семейство или миссия, да еще в такой дали и в неизвестной стране, и в этот же день за Всенощной я уже принадлежал Японии».
Из дневника…
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 14.02.2013 00:00
Встреча в Иерусалимском храме. Два пророка – Симеон и Анна – встретили Христа. Кого они перед собой увидели? Не Того, Кто со властью учил народ в Нагорной проповеди, исцелил слепых, прокаженных, изгнал легион бесов. Они увидели грудного Младенца. Тем не менее они исповедали, что перед ними – Владыка жизни. Именно у Младенца старец Симеон просил завершения своей долгой жизни, которую он провел в ожидании Христа. Пророчица Анна ожидала утешения для народа Божия и видела это утешение в Младенце. После Второго пришествия нам предстоит встреча со Всеславным Христом. Некоторые, такие как святитель Филипп Московский, пережили эту встречу при жизни. Конечно, такие встречи редки,однако мы часто встречаем Христа . Но встречаем в еще более смиренном виде, чем Его увидели Богоприимец и Пророчица. В Святых Тайнах мы встречаемся с Христом. Господь предстает перед нами в Святых Дарах: освященном Хлебе и Вине: крайнее смирение, и однако одновременно с запредельным уничижением здесь присутствует Божественное величие.
Читать полностью ...
- Подробности
-
Опубликовано 11.02.2013 00:00
Празднование памяти трех святителей в один день установилось к XII веку. В правление Алексея I Комнина в столице византийской империи возник спор о том, кому из трех святителей следует отдать предпочтение. Одни ставили выше Василия Великого, другие – Иоанна Златоуста, третьи – Григория Богослова. Тогда святые иерархи явились в видении епископу Иоанну Мавроподу, выдающемуся сочинителю песнопений того времени, и сообщив, что перед Богом они равны, повелели написать им общий канон и отмечать их память в один день. В таком виде отразились события установления праздника трех вселенских учителей в церковном Предании. Однако за историей чудесного видения (упоминаемого только в синаксаре XIV в., хотя празднование отмечено уже в Уставе константинопольского монастыря Пантократора, 1136 г.) могли стоять, по мнению исследователей, исторические события, послужившие причиной введения именно в XI в. особой общей памяти святых отцов, живших в IV – начале V столетия.
В эпиграммах и канонах епископа Иоанна Мавропода, посвященным трем святителям, они изображены как некое догматическое оружие Православной Церкви. В контексте схизмы 1054 г. (отделения Западной церкви от Православной Церкви) обращение к троическому богословию святителей выглядит вполне закономерным: «Во единой Троице трегубо богословствуете нерождение Отца, Сына рождество и Духа единого исхождение». Как известно Западная церковь исповедует исхождение Святого Духа от Отца и Сына. Сочинения свт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова использовались в борьбе с заблуждениями латинствующих и неверно понимающих отношения внутри Святой Троицы.
Учения трех Святителей и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с ересями IV в. стал актуален в церковной ситуации XI в., поэтому и был установлен им праздник. (Использована статья Александры Никифоровой, http://www.portal-slovo.ru/theology/40433.php)
|
|
 |
|