Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Христианский взгляд. Болезни. Часть 2

болезни 3Значение болезней в жизни христианина

«Тяжкое зло — грех, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — зло и пагуба для души, а слишком усиливаясь, это зло часто касается и тела. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа (недугуя греховными пороками и страстями), а когда тело получит повреждение, то употребляем все усилия, чтобы его излечить от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание».Телесные болезни — это один из бичей, которыми Промысл Божий наиболее чувствительно поражает грешное человечество. Все самые тяжелые скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие телесные недуги. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей, сатана, пред лицем Самого Господа засвидетельствовал (как повествуется в Книге Иова), что телесные болезни невыносимее всех других несчастий и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в своей преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни. Когда Господь указывал сатане на мужество и терпение, с которыми Иов перенес потерю всего имущества и своих прекрасных детей, и на неизменную его непорочность, справедливость, богобоязненность среди всех скорбей и искушений, отвечал сатана Господу и сказал:кожу за кожу,а за жизнь свою отдаст человек все,что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,  благословит ли он Тебя?  И только, кажется, при изумительном терпении Иова возможно было безропотно перенести страшные мучения от проказы, которой поразил его сатана по попущению Божию. Но и перенося безропотно страдания, Иов тяжко страдал — болезнь ужасно его терзала...Но у Бога где наказание, там и милость: болезнями и страданиями Он благодетельствует грешнику. Конечная цель болезней — возбудить в грешнике покаяние и путем покаяния и исправления приготовить его к блаженной вечности.

Болезни, особенно тяжкие, уже потому благо для людей, что они приостанавлива­ют, прерывают обычное течение греховной жизни. Как бы ни был человек предан че­столюбию, корыстолюбию и сластолюбию, как бы ни пристрастился к греховным на­слаждениям, тяжкая болезнь, внезапно поразившая его, вытесняет из его души все, что до сих пор занимало его, и приковывает внимание к той боли, которую причиняет недуг. Таким образом грешник, хотя и против воли, отказывается от греха. И не только у него, но и у всего семейства и друзей его приостанавливается обыкновенное течение греховной жизни. Шумные увеселения, легкомысленные забавы и прочее тотчас прекращаются, как только тяжкая болезнь поражает одного из членов семьи.Таким образом болезнь — узда, сдерживающая грешника. Но этим благотворное влияние болезней на нравственную жизнь людей не ограничивается. Часто болезнь влечет за собою весьма важные последствия для нравственной жизни людей, производит в них решительный переворот.«Когда тело изнуряется болезнями, — говорит преподобный Серафим Саровский, — тогда ослабевают страсти и человек приходит в себя» — приходит к сознанию своей греховности и покаянию. Когда острая боль, причиняемая недугом, притупляется или когда человек несколько приникает к своему недугу и начинает пе­реносить его с большим терпением и спокойствие, тогда чувство боли естественно уступает в нем место размышлению о причине постигшего недуга, о средствах к врачеванию его и о том образе жизни, какой человек вел и какой следует вести после выздоровления. И если не всем, то большей части болящих совесть скажет, что виновники болезни — они сами, что они навлекли на себя болезнь жизнью непра­ведною, несогласною ни с законами своей телесной природы, ни с нравственным законом Христовым. Совесть скажет, что ослабление телесных сил, расслабление бо­лезнью есть праведное возмездие за жизнь невоздержную, сладострастную, суетную, жизнь немирную с ближними, греховную пред Богом. Болезнь наглядно убеждает недужного в разрушительном действии греха на тело и в страшном вреде его для человеческой души. Сознавая себя виновником своей болезни, сознавая себя как нарушителя в своей жизни и нарушителя законов природы и законов нравственных, виновным, преступным пред Богом, болящий, если не потерял нравственного чувства, не потерял совести, приходит к раскаянию, к сожалению о своей греховной жизни, к решимости оставить путь греха и вступить на путь добродетели.В невольных болезнях сокрыта милость Божия, говорит преподобный Марк Подвижник. Болезни для многих грешников оказываются в высшей степени благодетель­ными, обращая их с пути порока и погибели на путь добродетели и спасения.Нифонт, епископ Констанции Кипрской, муж великой святости, однажды в беседе с братией о пользе души поведал, как дивным смотрением милосердного Бога устрои­лось спасение одному великому грешнику через болезнь. В Константинополе, где жил святитель Нифонт до своего епископства, у одного вельможи был раб именем Василий, по ремеслу — швец; он был злого нрава, осквернитель, скоморох, погублявший все свое время в играх и плотских грехах, несмотря на увещания своего господина. В той местности настал великий голод, и начали Господа выгонять от себя своих рабов по причине недостатка в продовольствии. Выгнал и Василия его господин. Оставшись без пропитания, Василий продал сперва одежду для покупки хлеба, потом стал ходить полуобнаженным, прося милостыню. Тогда была зима; он очень страдал от стужи. Наконец, совсем ослабев, слег на улице. Мало-помалу отгнили у него пальцы ног, а потом отнялись и самые ноги. Василий терпеливо переносил это состояние, признавая его наказанием за свои грехи; он постоянно повторял: «Слава Богу за все».Так пробыл он два месяца на улице, без крова, воздыхая и рыдая о своих грехах. Случилось, что по той улице проходил некоторый христолюбец, именем Никифор. Он, увидев Василия страждущим, велел отнести его в свой дом, где доставил ему спокойствие и пропитание. По прошествии двух недель Василий сподобился дивного видения святых Ангелов, которые возвещали ему скорую кончину. Попросив своего благодетеля отдать одному из своих друзей небольшой долг в десять медных монет, он после этого в мире скончался.«Когда человек болен, — говорит пре­подобный Ефрем Сирин, — тогда душа его паче меры (больше обычного. — прим.авт.) начинает искать Господа». Болезни устремляют человека к Богу, и нередко пламенная молитва его к Богу об исцелении недуга бывает услышана Врачом душ и телес. Нередко силою Божией и тяжко больные восстанавливаются с одра болезни. А если, по неисповедимым судьбам Божиим, Господь и не врачует болящего, то и в таком случае болезнь, уже тем, что приблизила человека Богу, приносит большую пользу человеку. Великое благо для человека — приближаться к Богу и с пламенною молитвою и верою, живою надеждою и любовью.«Страданиями очищается дух (христианина) и даруется сердцу залог оправдания и спасения Божия». Очищение души от греховных страстей по большей части бывает через телесные страдания. Как огонь очищает читает железо от ржавчины, так и болезнь очищает душу от грехов. Для тела болезни — горький напиток, а для души — спасительное врачевство. Бо­лезнь, хотя и мучит наше тело, но спасает наш дух. О болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предохраняет мясо и рыбу от гниения и не попускает зарождаться в них червям, так всякая болезнь сохраняет наш дух от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.Редко бывает, что в здоровом теле здоро­вая душа живет, а по большей части, и почти всегда, — в немощном, ибо телесное здоровье отворяет человеку две­ри ко многим прихотям и грехам, немощь же — затворяет. В одном из писем оптинский подвижник отец Амвросий так опре­делял значение болезней для иноков и во­обще для хранящих девство и целомудрие: «Милостив Господь! — пишет он. — В мо­настыре болящие скоро не умирают, а тянут и тянут до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки (пустые мысли) приходили в голову». При полном же здоровье весьма борют страсти. Преподобный Ефрем Си­рин пишет: «Боли болезнь болёзненне, да миимотетеши суетных болезней болезни». По словам преподобного Исаака Сирина, недуги посылает Бог для здравия души. «Замечал я , — говорит один подвижник, то монаху, который не работает благоугодно Господу и не подвизается ревностно о спасении своей души, но нерадиво обучается добродетелям, непременно попускается Богом впадать в искушения (в болезни и другие скорби), чтобы не оставался он праздным и от многой своей праздности не уклонялся в худшее». Поэтому-то Бог ввергает в искушения ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их Своей воле.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря