Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Христианский взгляд. Болезни. Часть 3

болезни 2Значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина

«Я нисколько не сетую по причине моей болезни», - писал о себе святитель Григорий Богослов, ибо «она для моей духовной ча­сти служит некоторым очищением, а в очи­щении всякий имеет нужду, как бы ни был он (духовно) высок». Терпеливо   переносить болезни — это столь великое благо, что Бог, если найдет согрешившим весьма тяжко, освобождает от тяжелого бремени грехов, а если найдет украшенным добродетелями и праведным, то и для того делается прибавка не малого, но даже и очень великого дерзновения пред Ним. «Страдания тела, — говорит святитель Златоуст, — служат и блестящим венцом для праведных, сияющим светлее солнца, и вели­чайшей очистительной жертвой для согрешивших». А что люди, совершившие вели­кие добродетели, получают отсюда большую пользу, ясно из жизни праведного Иова, из жизни святых апостолов Павла и Тимофея и других святых мужей. Апостол Тимофей, который получил столь высокое служение, страдал недугом в течение долгого времени.А апостол Павел переносил постоянную болезнь, к ней же — удары, оковы, узы, темницы, терзания и мучения от палачей и злобных иудеев. То же и в житиях святых читаем, что многие благочестивые люди страдали различными болезнями. Болезни суть отеческое Божие наказание: ими Бог благодетельствует нам. Болезнь, хотя и ослабляет тело, но укрепляет душу, внешнего человека разрушает, но внутреннего обновляет. Как обновляет?

Научает смирению, терпению, памяти о смерти и от нее усердному покаянию, молитве, отвращает от греховного мира и мирской суеты. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя через недуг приближающуюся кончину, пожелает суетной чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, страшась наступающего суда Божия? Когда усерднее человек молится, как не в болезни? Таким образом, болезни — в нашу пользу, а не во вред, и хотя горьки они для нашего тела, но полезны для души.Болезнями Господь смиряет нас. Так по­велел Бог, не изъяв никого — ни праведного, ни грешного — из общей участи смертных; Он посылает болезни, «чтобы никто из нас не поднимал бровей высоко (т.е. не гордился) и не считал себя небожителем», но чтобы всякий, взирая на свою немощь, надеялся на помощь великого Бога и чувствовал сильнейшее побуждение к благочестию.Как получается, что болезни, как и разумно совершаемые труды, служат путем к смирению? Объясняя этот вопрос, преподобный авва Дорофей говорит, что душа по­сле грехопадения стала как бы нечто единое с телом. Труды и болезни смиряют тело, а когда смиряется тело, то вместе с ним сми­ряется и душа. «Ибо, — говорит он, — иное расположение души у человека здорового, и иное у больного, иное у алчущего и иное у напившегося»; также опять иное располо­жение души у человека, постоянно трудящегося, и иное – у нетрудящегося, в безделье живущего. Господь промыслительно смиряет христианина через те душевные немощи, которые в нем проявляются во время болезни. Так, иногда и благочестивым подвижникам попускается в болезни впадать в малодушие и нетерпеливость, чтобы ему не превозноситься, что я, дескать, с терпением страдаю и достоин милостей Божиих, но чтобы еще больше смирились и навыкали этой добродетели через свои душевные немощи. Болезни служат охранением высоких добродетелей у людей высокой духовной жизни. Апостол Павел говорит, что ему было дано жало в плоть (т.е. физическая болезнь), чтобы ему не превозноситься чрезвычайностью откровений от Бога; страдания служили своего рода предохранителем от возникновения в душе горделивого чувства, этого неиссякаемого источника многих нравственных недугов.«Страдания суть земное достояние и избранных, и подготовляемых быть избранными. Страдания соделывают нас причастниками чаши Христовой». Иногда болезни постигают христианина по Промыслу Божию для того, чтобы он не отошел к Богу бесплодным. Кто потерпит болезнь с благодарением, тому вменяется она вместо подвигов. Если кто по слабости здоровья и немощи душевной не может на­равне с другими ни трудиться, ни молиться, ни поститься, то Господь спасает такового болезнями. В ответах преподобного Варсонофия Великого к больному старцу Андрею (начиная от 163-го вопроса) говорится, что от больного требуется только терпение и благодарение и что телесная болезнь заменяет телесные подвиги, так как эти подвиги предпринимаются для усмирения и укрощения страстей тела, а телесной болезнью это заменяется. Преподобный Пимен Великий считал, что подвиг терпения болезни находится наравне с подвигами безмолвия и нелицемерного послушания.Для одних людей болезни посылаются Богом по недостатку у них телесных трудов подвижничества, а для других — как особый подвиг терпения на всю жизнь, как видим на примерах из жизни святых подвижников (преподобного Пимена Многоболезненного, угодника Печерского и др.). Оптинский подвижник игумен Антоний в одном из писем писал: «Скажу Вам и о себе, что я в своей жизни немного видет неприятностей от людей, не по­тому чтоб я был исправен, а по милости Божией ко мне; но вместо того я почти всю свою жизнь провел в различных телесных болезнях; ибо каких (только) болезней я не перенес, вот и теперь тяжко страдаю я от болезни в ногах — 22 года, и никакие средства не облегчают мне боли, и все это я должен терпеть до смерти, ибо так угодно Богу... Всякому человеку от Бога дан свой крест, который и должен он нести». Телесная болезнь, писал о себе святитель Василий Великий, «неразлучна со мною с раннего детства и до этой старости, вместе росла и учит меня, по праведному суду премудро все устрояющего Бога». И все годы пастырства святителя Василия Великого были «в великой скорби и печали, в заботах о церквах, в состязании с восстающими против слова истины». Оптинский подвижник иеромонах Амвросий, тяжело заболев в 36 лет (вскоре после поступления в монастырь) и, по обычным человеческим соображениям, признанный неспособным ни к какому полезному труду, должен был доживать свой век инвалидом на иждивении приютившей его обители. Через полтора года, однако, он поправился, но во всю остальную его жизнь, свыше сорока лет, недуги не оставляли его. Так Промыслу Божию угодно было приковать его к одру болезни, чтобы путем страданий он ближе стал ко Христу и, испытав горькую чашу скорбей и страданий, он мог понимать и облегчать страдания ближних. Болезни и неприятные случаи посылаются нам и для того, чтобы мы «вели свою жизнь осмотрительнее и рассудительнее». Святитель Василий Великий, по причине многих скорбей от врагов, завистников и клеветников, тяжко было заболел; выздоровев, он писал жителям Никополя:   «Господу угодно было укрепить мою душу и сделать более трезвенною для последующего времени, чтоб не обращала она внимания на (изменчивость) людей, но соображалась с евангельскими заповедями, которые не переменяются ни со временем, ни обстоятельствами человеческих дел, но всегда те же, и как произнесены нелживыми и блаженными устами, так и останутся вечно. А люди подобны облакам, которые с переменою ветров носятся туда и сюда по воздуху». Иногда болезни посылаются Господом для того, чтобы предотвратить какую-либо непосильную скорбь (беду), которой человеку не миновать бы, если бы он был здоров. «Бывает, - пишет епископ Феофан Затворник, что кому-либо угрожает опасность от имеющих сплестись впереди обстоятельств, если он будет в них действователем. Бог посылает на него болезнь, и пока он лежит в постели, обстоятельства те проходят без его участия. А будь он здоров, не­пременно вплелся бы в дела и попал в беду». По словам преподобного Варсонофия Вели­кого, Господь нередко посылает болезнь для того, чтобы нас не постигала (другая) скорбь, превышающая наши силы. Особенно это относится к постоянным (длительным) бо­лезням, посылаемым Промыслом Божиим к сохранению от возможных сильнейших иску­шений, а также в предохранение от будущих грехов и страстей. Таким образом, Господь, провидя все, предохраняет нас, как Милосер­дный Отец, от всего неполезного нам и неу­годного Ему, спасая нас болезнями и другими скорбями, ибо Он лучше знает, что для нас тогда полезнее — здоровье или нездоровье.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря