Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Пророк и священник Иезекииль

iezekiilПророк оказался в Вавилоне с первой группой депортированных иудеев. Их переселение было предупредительной мерой Навуходоносора II (605–562), который десять лет спустя разрушил Иерусалим. Лишенный возможности совершать богослужение, Иезекииль стал наставником и пастырем изгнанников. В 592 г. Иезекиилю было видение, и Господь призвал пророка возвещать Его волю, а через 5 лет пришло известие о гибели Иерусалима. Тогда же скончалась жена пророка. Одинокий, исполненный печали, пророк стал с этого времени утешителем народа, тайнозрителем грядущего Града Божьего. Последней датой в книге является весна 571. По-видимому, вскоре закончился и земной путь пророка. Церковь празднует память Иезекииля 21 июля. Паремии из его книги читаются на Страстной седмице.

Его книга есть запись виденного им в состоянии «восхищения». Поэтому пророк нередко пользуется загадочными символами. Они необходимы ему, чтобы передать вещи, трудно выразимые на обычном языке. Он может быть признан родоначальником апокалиптической литературы.

Книга делится на пять частей: 1) видение Славы Божьей и призвание пророка (1—3); 2) пророчества против грешной Иудеи. Слава Господня покидает Храм. Предсказание о гибели Иерусалима (4—24); 3) пророчества о народах Востока (25—32); 4) пророчество о возрождении ветхозав. Церкви(33—39); 5) видение Града Божьего (40—48).

Книга открывается видением Славы Божьей, самым величественным во всем Ветхом Завете. Слава движется над равнинами Месопотамии, несомая гигантским огненным Ковчегом. Пророк дает понять, что прибегает лишь к отдаленным «подобиям», к образам расплавленного металла, молнии, радуги. Поддерживают небесную колесницу четыре херувима с лицами человека, тельца, льва и орла. Их обращенность на четыре стороны указывает на вселенскую природу Ковчега. Это образы твари — видимой и невидимой. В них запечатлены черты людей, скота, зверей земных и птиц небесных, и в то же время они принадлежат к миру духа. Херувимы как бы служат живым космическим престолом Славы. Колеса означают небесные сферы, а очи на них — звезды. Иезекииль постоянно называется в книге «сыном человеческим», и тем самым подчеркивается дистанция между Сущим и смертным. Непостижимость, запредельность Творца передается в видении как слепящий свет, как неисповедимая тайна. Это связывает Богоявление на Ховаре с Синайским Богоявлением.

Знаменательно и то, что пророк видит Славу не в храме. Боги язычников были неотделимы от своих народов и святилищ, они исчезали вместе с народами, которые их чтили; истинный же Бог абсолютно свободен. Если люди недостойны святыни, она их может покинуть. Следует помнить, что Иезекииль — священник, призванный на пророческое служение; в центре его внимания находится культ, который есть предстояние Богу. Слава нисходила к людям, благоговейно возносившим хвалу Сущему. Но наступил момент, когда грехи народа нарушили единение между Богом и человеком. Иезекииль рисует как бы священную драму в трех актах. Первый акт: перед внутренним взором пророка предстает Иерусалим и храм, оскверненные грехами. Он видит, как слава Господня, уносимая херувимами, покидает святилище. Дом Божий остается пуст (10:1%20; 11:22-25). Пастыри Израиля и народ оказались недостойными; остались лишь немногие, сохранившие чистоту. Им кажется, что на чужбине Бог их покинул:

«Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня»

(37:11). Но вместо дурных пастырей Сам Сущий приходит к ним как Добрый Пастырь. Второй акт священной драмы начинается с картины возрождения ветхозаветной Церкви. Пророк созерцает поле, покрытое костями. Над ним проносится живительное дыхание Божье. И, как во дни сотворения человека, мертвый прах обретает жизнь. Некоторые толкователи думают, что в этом видении содержится прообраз грядущего Воскресения из мертвых. В третьем акте Бог приводит Иезекииля на высокую гору и показывает ему Новый Иерусалим, Град Божий. «И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде... И слава Господа вошла в Храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь Храм» (43:1-5). С Новым Иерусалимом будет заключен «завет мира, завет вечный» (37:26). Образ Града Божьего символический. Пророк описывает его формы, размеры, план Храма. В этих описаниях заключен глубокий смысл. Город открыт четырем сторонам света и имеет форму квадрата — знак вселенскости. Храм отделен от царского дома, что означает независимость духовной власти Закона от власти монарха. «Завет вечный» и возвращение славы знаменуют Новый Завет, а «река жизни», котора вытекает из-под порога храма, означает источник благодати, который будет питать Церковь в апокалиптическое мессианское время.

Иезекииль дает ответ на вопрошания тех, кто был подавлен мощью языческой цивилизации и кто скорбел о храме и Ковчеге. Все зримые святыни — ничто в сравнении с неприступной славой Господа. Откровение, данное Иезекиилю, высоко ставит личность человека. Отныне старый закон родового возмездия, отражавший слабо развитое личностное сознание, уходит в прошлое. Грешник и праведник несут ответственность только за себя. «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается» (18:20). Для грешника, однако, не закрыт путь к покаянию (18:21-23). Учение о личной ответственности, об Общине верных, о запредельности Божества, о возрождении и прощении делает книгу важной вехой в ветхозаветной истории и сохраняет ее значение и для эпохи новозаветной. 

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря