- Подробности
-
Опубликовано 03.10.2013 00:00
Смерть таинственна... Перед лицом ее и плач и горе наши делаются слишком малыми для той тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна и так полна веры и надежды, так полна любви и благоговения служба отпевания человека. Каждое слово в ней — слово веры; первые слова ее — «Благословен Бог наш». Сколько нужно уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отшедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовася тебе место упокоения...» Каждое слово нашего богослужения крепко только правдивостью этой веры и неколеблющейся надежды, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего на время, до воскресения, от своей души.
Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошел в мир, этим телом он воспринял все, чем мир богат — и страшное и дивное. Этим телом он приобщился к Божественным тайнам: Крещению, Миропомазанию, Причащению, Соборованию — всем чудесным действиям, которыми Бог вещественно сообщает телу, душе и духу человеческому вечную жизнь. Через тело была проявлена ласка и любовь, тело исполняло Христовы заповеди; телом мы встречались лицом к лицу друг с другом.
И потому с таким благоговением окружаем мы это тело и уверены спокойной, глубокой уверенностью Церкви, что это тело, которое было неразрывно связано на земле с вечной судьбой человека, и в вечности восстанет во славе.
Вот почему мы с верой, надеждой и уверенностью во всеобщее воскресение стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос вдове наинской — «Не плачь!» — обращены и к нам. Да, — не плачь: после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, смерть человеку уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в вечность. И мы должны уметь забыть себя, забыть свое горе, сказать ему: «Отойди прочь», и созерцать то великое, что совершается теперь в вечной судьбе усопшего раба Божия. Он сейчас вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед живым Богом, в Которого веровал, на Которого уповал, Которого посильно любил, Которому поклонялся, от Которого получал жизнь. Это должно быть сейчас содержанием наших мыслей и наших переживаний, и все, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слезы мы должны уметь видеть сияние воскресения, и сквозь свою боль — победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.