- Подробности
-
Опубликовано 03.01.2012 00:42
Сказать, что я ненавижу ожидание – значит ничего не сказать. Для меня ожидание представляет собой совершенно пустую трату времени – пустоту, которая не заполнена ничем, кроме нетерпения и раздражения. Будь то ожидание приема у врача, который, как кажется, намеренно заставляет пациентов ждать; или ожидание, когда зазевавшийся водитель отреагирует на зеленый сигнал светофора; или ожидание, когда моя жена будет готова отправиться в церковь, – во всех этих случаях не требуется много времени, чтобы я начал раздражаться.
Ожидание характеризует состояние множества людей, находящихся в тюрьме. За многие годы я имел возможность наблюдать, как люди переносят вынужденное ожидание. Есть те, которые ожидают, подобно мне, нетерпеливо, с раздражением и гневом, кипящими под внешней личиной самообладания. Другие ожидают окончания срока в страхе, боясь, что в любой момент может случиться худшее: супруга бросит их, найдя себе другого; умрет отец или мать, и не удастся попрощаться; их изобьет тюремный громила. Во время ожидания в тюрьме можно опасаться чего угодно. Тем не менее, есть и те, которые с надеждой ожидают, когда их навестят близкие, когда будет принято решение об условно-досрочном освобождении, и они выйдут на волю.
Рождественский пост – время приготовления и предвкушения, надежды и ожидания. Надежда не будет надеждой, если нет того желанного, которое еще не осуществилось. Надежда всегда ограничена периодом ожидания, находящимся между тем, что было и тем, что должно совершиться. Когда я был ребенком, я с нетерпением ожидал наступления Рождества. Накануне Рождества я часто не спал почти всю ночь, думая о том, какой подарок ожидает меня утром. Я знал, что подарок обязательно будет, и никогда не был разочарован. Но не всякий ребенок просыпается рождественским утром в атмосфере щедрости и благожелательности. Многие дети по всему миру, чьи родители отбывают срок, просыпаются для того, чтобы испытать разочарование. Рождество в очередной раз не оправдало их скромных надежд, и ожидания обернулись пустотой. Нет ничего хуже ожидания без надежды.
Во времена пророков народ долго ждал исполнения Божьего обещания послать Спасителя. Когда ожидание длится не одно поколение, многие теряют веру, кто-то перестает ждать, другие становятся циниками, хотя некоторые продолжают упорно надеяться на то, что Бог обязательно исполнит Свое обещание послать Избавителя, Спасителя.
Я не знаю, смог бы я ждать так долго, потому что ожидание без осязаемой поддержки неизбежно лишает меня сил. Тем не менее, во время ожидания я нахожу ободрение в словах Исайи: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся»[i]. Мысль об обновлении в процессе ожидания представляется мне противоречивой. Однако один библейский комментатор замечает, что это слово следует понимать в ключе надежды: «те, кто надеются на Господа, обновятся в силе…» Ожидание и надежда взаимосвязаны.
Ожидание в страхе и разочаровании приводит к упадку сил и унынию. Ожидание без надежды представляется пустым и бессмысленным. Ожидание с надеждой исполнено предвкушения. Чтобы ожидать с надеждой, мы должны уже сейчас быть увлечены будущим, и тогда в процессе ожидания подкрепляется и поддерживается надежда. Надежда сосредоточена на том, что Иисус Христос, Которого долго ждали, пришел; что Иисус Христос приходит к нам уже сейчас во время нашего ожидания; что Иисус Христос снова придет. Именно с такой надеждой мы ожидаем в период Рождественского поста.
Рональд Никкель
Полная версия текста опубликована на сайте Международной ассоциации тюремного служения.