Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Служение мирян в СИЗО: опыт проведения бесед во время исповеди

Доклад на Рождественских ЧтенияхМы публикуем текст доклада, прочитанного 25 января нашим алтарником Павлом на тюремной секции XXI Рождественских Чтений

Участие мирян в катехизации заключённых

Церковно-просветительская работа в следственном изоляторе имеет свои значительные особенности. В первую очередь, это связано с тем, что режим содержания ограничивает контакты находящихся под стражей людей.

В практике СИЗО №3 г. Москвы почти единственным местом контакта заключённых со священниками и помогающими им мирянами является тюремный храм, где совершается Божественная Литургия.

Подавляющее большинство «прихожан» тюремного храма совершенно не воцерковлены, что вполне понятно. Они приходят сюда с целым ворохом своих искажённых представлений о Церкви и церковной жизни. Они не понимают службу и поэтому быстро устают — особенно хорошо это видно во время проповеди по окончании службы. У кого-то из них есть вопросы, но они часто стесняются задать их священнику. С другой стороны, их положение заставляет задуматься о Боге и о смысле жизни, и потому именно сейчас им нужно помочь разобраться в этих вопросах.

Участие мирян в просветительской работе позволяет в определённой мере решить проблему стеснительности: для многих заключённых легче подойти и задать «глупый» вопрос певчему или алтарнику, чем священнику. Кроме того, миряне не заняты тогда, когда занят священник: во время исповеди.

Беседы во время исповеди

Такие беседы были введены в практику тюремного служения в СИЗО №3 в июне прошлого года.

По приходе в храм, священник начинает совершать проскомидию и даёт возглас на часы, не дожидаясь прихода заключённых. К моменту появления в храме наших прихожан часы обычно уже прочитаны. Священник выходит из алтаря, говорит совсем краткое слово и начинает исповедь. После прочтения молитв на середину храма выходит один из двух мирян-катехизаторов и начинает беседу. Она длится всё время исповеди и ещё некоторое время, поскольку мгновенно закончить мысль обычно не получается — за счёт этого у священника остаётся немного времени для поминовения записок. Затем обычным порядком совершается Литургия, в конце которой священник произносит проповедь. После целования Креста катехизатор снова выходит в храм и отвечает на вопросы.

Польза от таких бесед стала видна сразу, поскольку заключённые стали задавать заметно больше вопросов. Кроме того, они стали более осмысленно вести себя на службе — видимо, беседа помогает им сосредоточиться.

Примерная структура и тематика бесед

Беседу удобно начать с вопроса, например, что такое Литургия и чем она отличается от всех остальных служб. Этот вопрос позволяет сразу и узнать степень воцерковлённости пришедших в храм, и настроить их на размышление и задавание вопросов.

С другой стороны, после такого начала легко можно прочитать и объяснить евангельское или апостольское чтение, рассказать о празднуемом святом или перейти к какой-то другой заранее подготовленной теме.

Важно, чтобы люди не только следили за нитью беседы, но и старались размышлять над сказанным. Поэтому полезно задавать вопросы. Ответы иногда заставляют изменить тему. И это хорошо, поскольку в тюрьме лучше говорить на жизненные темы.

Опыт показал, что заключённых затрагивают такие вопросы: о смысле страданий, о Церкви как Богочеловеческом организме, о святости как цели христианской жизни, о борьбе с грехом и преодолении страстей, о молитве, о почитании Божией Матери и святых. Многие живо слушают о стадиях развития греха, ведь они не привыкли придавать значения своим греховным помыслам, хотя именно с них всегда начинаются грехи словом и делом.

Методические моменты

Достаточно быстро стали ясны некоторые моменты чисто методического характера. Например, большую пользу приносит поочередное проведение бесед двумя катехизаторами. Это позволяет им наблюдать друг за другом, замечать удачные и неудачные темы, примеры и выражения и учитывать всё это в дальнейшем.

Сначала казалось, что достаточно проработать как следует всего несколько тем, ведь обычно на службе каждый раз оказываются новые люди. Однако, этот опыт оказался неудачным, причём из-за самих катехизаторов. Дело в том, что к каждой теме легко вырабатывается что-то похожее на привычку, и третья-четвёртая беседа даже на хорошо проработанную тему оказывается уже не такой живой и яркой, как хотелось бы.

Вместо заключения

Конечно, проведение таких бесед является довольно напряжённым и трудным делом. К каждой беседе катехизатору приходится готовиться, искать что-то новое. Кроме того, никогда заранее не ясно, сколько времени продлится исповедь: обычно она длится минут десять-пятнадцать, а может продлиться и больше часа.

Однако, такие беседы позволяют более полно использовать весьма ограниченные возможности катехизации в следственном изоляторе. И сам катехизатор получает немалую пользу, ведь ему приходится ещё и ещё раз осмыслять и переосмыслять простые и глубокие истины нашей веры.