Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

В свет вышло первое книжное издание, в котором рассказывается о жизни нашего прихода от времени его появления до современности - "Храм у Покровских ворот" за авторством нашего дорогого старосты, Николая Валентиновича Масальского

Дорогие братья и сестры! 

Обложка 5 м

В этом году мы отмечаем юбилей нашего храма. 160 лет назад по проекту архитектора М.Д. Быковского был построен нынешний каменный Храм во имя Святой Троицы. К этому знаменательному событию вышло в свет первое книжное издание, рассказывающее об истории нашего прихода от времени его появления до современности.

В книгу вошли различные фотографии, исторические планы и другие иллюстрации, многие из которых публикуются впервые. Работа по сбору материала проводилась в государственных архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в государственном федеральном архиве (ГАРФ), в Исторической, Ленинской, Национальной библиотеках, в музеях и научно-исследовательских институтах, в архивах ФСБ и в прочих учреждениях. Кроме того, уникальные фото нам посчастливилось получить из семейного архива Марины Дмитриевны Смирновой – внучки последнего настоятеля нашего храма, перед его закрытием.

Церковь Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот имеет свою богатую и неповторимую судьбу. На страницах издания Вы сможете познакомиться с древними святынями нашего храма, с судьбами людей, с ним связанных, со значимыми событиями и интересными фактами его истории.

 

P.S.: Мы будем постепенно публиковать на нашем сайте отдельные материалы из этого издания. СпасиБо большое Николаю Валентиновичу :-)

История нашего храма.

 

 

 

В середине 50-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены.

Внутренний объем здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж.

В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.

Страницы истории нашего храма

Возвращение реликвии храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот

Возвращенная реликвия

Священник Максим Глухих, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси - храма священномученика Серафима митрополита Петроградского (Чичагова) на привокзальной площади ж/д станции Бутово, передал в наш храм печатное издание «Книга о должностях пресвитеров приходских» конца XVIII века с автографом священника Симеона Дорофеева от 5 августа 1800 года.

Это первая реликвия, вернувшаяся в храм после его закрытия в конце декабря 1929 г.                             


Читать полностью ...

Дом со зверями

Дом со зверямиВ древнем Владимире есть Дмитриевский собор, сплошь покрытый резными изображениями фантастических зверей.

Львы, грифоны, единороги — их хитросплетение не только развлекает, но и образует текст. В Москве дом с многозначительным зооморфным орнаментом тоже имеется.

У Покровских ворот в 1905–1907 годах построила свой доходный дом церковь Троицы на Грязех, и архитектор Лев Кравецкий в декоре дома использовал, по тогдашней моде, древнерусские мотивы. Правда, в звериную тайнопись вчитываться смысла нет: вид и расположение животных подчинены законам чистой эстетики.

С тех пор единственный в своем роде московский домбестиарий стал ориентиром на местности. Да и в размерах подрос — на два этажа, в 1945 году. Это в 1905-м церковным людям хватало двух этажей для нуждающихся прихожан и еще двух под сдачу — а в середине века жилищный кризис заставлял Моссовет наращивать все дома, где это позволяли стены и фундамент.

Читать полностью ...

На могиле протоиерея Андрея Беляева

Андрей Беляев 1879 гна могиле прот.Андрея Беляева13 декабря, как всем известно, празднуется день памяти апостола Андрея Первозванного. Но наверно, не все наши прихожане знают, что этот день для нашего храма имеет особое значение. Между тем, это день Ангела протоиерея Андрея Беляева, который в 1908-18 годах был настоятелем храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот.

В этом году маленькая группа наших прихожан вместе с нынешним настоятелем — о. Иоанном Каледой — посетила на Пятницком кладбище его могилу, где была совершена панихида.

Читать полностью ...

Зелёный шум

Павел Григорьевич Чесноков«Зеленый шум» - так называется произведение, которое моя тринадцатилетняя дочь поет в хоровой студии. Стихи Некрасова, музыка Чеснокова... Лизе это сочинение нравится. Хотя утверждение, что автор музыки имеет некоторое отношение к ее семье, кажется невероятным.

А между тем, Павел Григорьевич Чесноков был некоторое время регентом хора храма Святой Троицы на Грязех у Покровских ворот, храма, куда Лиза, ее родители и брат ходят...

В сухой биографической справке читаем:

« Чесноков Павел Григорьевич (1877 – 1944 ) – русский, советский хоровой дирижер, композитор, педагог. Ученик Ипполитова-Иванова. Был регентом церковных хоров. В 1915-1917- дирижер Русского хорового общества. С 1917 руководитель Государственного хора, в 1922-1928 – Московской академической капеллы. Автор свыше 500 хоровых сочинений...»

Читать полностью ...

Ктиторы нашего храма: Оловянишниковы

Церковное понятие о «ктиторах» подразумевает строителей и благоукрасителей храма, о них мы каждый раз молимся на Великом входе Литургии.

Объявление о продукцииФамилия купцов и предпринимателей Оловянишниковых была одной из самых известных. Они снабжали колоколами всю Россию, выполняли заказы для западной Европы. Их называли миллионщиками, сейчас бы сказали: миллиардеры. История семьи начинается с Ярославля, в XVII в. Оловянишниковы были посадскими людьми (особое сословие, занимавшееся торгово-промышленной деятельностью). За заслуги перед городом их семью наградили званием почетных граждан. Иван Порфирьевич Оловянишников в начале XIX в. выступал против крепостного права, несмотря на это он избирался Городским головой Ярославля.

В 1736 г. Оловянишниковы организовали ярославский колокололитейный завод, с 1882 г. колокола подбирались по тону. На всемирной парижской выставке Оловянишниковы экспонировали «звон» из 22 колоколов, составляющих две октавы хроматического звукоряда, звонили в колокола с помощью клавиш. Свинцово-белильный завод Оловянишниковых был одним из трех самых крупных по России. Промышленники принципиально отказывались от добавок, удешевлявших себестоимость белил, но снижавших их качество. Заботились Оловянишниковы не только о качестве товара, но и об экологичности производства (и это в XIX столетии!). Семья организовала в родном городе «Древнехранилище», выплачивала стипендии способной к учебе молодежи.

Дом со зверямиС 1870-х гг. семья поселяется на Покровке, становится ктиторами нашего храма. В Москве у них была фабрика церковной утвари, где изготавливались изделия из золота, серебра, бронзы, дерева, парчовые облачения. Много ли ктиторы сделали для храма? Судите сами: в 1899 г. их стараниями храм отремонтировали так капитально, что его освящали заново; они выстроили два доходных дома для храма, там располагались квартиры сотрудников храма, торгово-ремесленные помещения. Один из этих домов, знаменитый «Дом со зверями», можно найти в любом хорошем путеводителе по столице.Семья высоко ценила искусство, Виктор Иванович Оловянишников (1874-1932) был издателем замечательного журнала «Светильник».

Купеческое бережное отношение к доброму имени, репутации, чести было в полной мере присуще Оловянишниковым.Н.И. Оловянишников Николай Иванович (1875-1919) получил немецкое воспитание, которое приучало ребенка из богатой семьи к труду и строгому отношению к себе. Ктитор нашего храма, Николай Иванович, окончил Императорское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), прошел стажировку в Германии. Н. И. Оловянишников оставил после себя капитальный труд – книгу «История колоколов». Сергия Оловянишникова в нашем храме крестил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Всероссийский пастырь был восприемником младенца, и стоит ли удивляться, ведь семья Оловянишниковых многими добрыми делами засвидетельствовала свою приверженность Православной Церкви.

После революции 1917 г. производство Оловянишниковых постигла катастрофа, в их московский дом въезжает ЧК. Те Оловянишниковы, кто не захотел эмигрировать, новой властью расстреливались, томились по тюрьмам и лагерям. Грандиозный социальный катаклизм забрал жизни у достойнейших сынов России, – как сейчас нужны нам такие люди, как Оловянишниковы!

История Храма после революции

В середине 1929-го года Храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет – ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным). Но в руках григорианцев Храм пробыл недолго: в начале января 1930-го года он был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 50-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объем здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря. В 1979 году свод здания дал трещину (недаром храм именовался «на Грязех»), дом культуры был закрыт и здание постановлено на капитальный ремонт. В 1980-1981 годах были проведены большие ремонтные работы по укреплению фундаментов.

К началу 90-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов