Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Что нашли в келье свт.Феофана Затворника

После смерти свт.Феофана Затворника в его келье нашли: i

телескоп, скрипку, два ящика с токарными, столярными, переплетными инструментами; палитру для красок и кисти; станок для выпиливания из дерева; фотографический аппарат, токарные станки, верстак; анатомический атлас, шесть атласов географии общей, церковной и библейской; два микроскопа. Иконы, написанные хозяином кельи. Книги...

О книгах — разговор особый. Собрание книг святителя составляло одну из самых богатейших частных библиотек того времени. Помимо духовной литературы, там были научные издания на разных языках, художественная литература — всего более трех тысяч разных книг. На огромную сумму денег.

Вот такой затворник — на скрипке играл и в телескоп смотрел! И библиотеку собирал.

Как бы его могли "захейтить" сегодня! Что неправильный затворник какой-то - на скрипочке играет, книжки собирает, картины пишет (кстати, себя самого написал).

А ведь все эти занятия святого совсем не удивительны. Если человек здоров телесно, у него хороший аппетит. Если человек здоров духовно, это духовное здоровье порождает жадность к познанию Бога и Его законов. Христианину — а христианин и есть человек, вставший на путь выздоровления — свойственно хотеть учиться и во Христе пытаться понять весь мир.

В посланиях апостола Павла встречается интересная мысль. Говоря об иудеях, Павел писал, что их умы ослеплены и на них лежит некое «покрывало», мешающее им понимать правильно ветхозаветные Писания (2Кор.3,14). Как же снять это «покрывало»? Оно снимается Христом, верою в Него — пишет апостол.

Но вера во Христа снимает «покрывало» не только с евреев, и не только в отношении Священного Писания. Христианская вера снимает с глаз всякого человека покров непонимания и равнодушия к окружающему миру. Вся вселенная становится интересной христианину, потому что он прозревает за всякой пылинкой мироздания Божию премудрость, и за каждым жизненным событием — глубину промысла Божьего.

Под взглядом христианина наука обретает полноту смысла, ведь наука изучает Божье творение. Искусство становится подарком верующему — потому что подлинное искусство всегда выражает божественную истину. Любая грань человеческой культуры несет бездну смысла христианину, ибо он знает, откуда что берется, и куда что идет.

Вера Христова открывает путь ко всем тайнам мироздания, верующему человеку становится интересен весь мир, который теперь читается им как своеобразная книга действия Божией силы. Вот откуда эта ненасытность некоторых святых в познании Бога и творения Его.

И мне лично — очень понятен в этом смысле святой Феофан. Насколько по-иному начинает восприниматься мир после обретения веры! Как бы хотелось даже и сейчас сесть за школьную парту, и ушами верующего человека вновь прослушать всю школьную программу: биологию, физику, математику, литературу, историю... Чтобы стать на шаг ближе ко Христу, вникая в составленные Им законы.

И недоумение вызывают христиане, не желающие учиться, что-либо читать, узнавать... Да неужели неинтересно познавать Творца не только в молитве, но и в делах рук Его? Неужели может быть скучно во вселенной, которую сотворили руки Господни? Во вселенной, о которой написано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что же, для Бога это - хорошо весьма, а для нас - скучно?

Потому крещеный человек - счастливейший из людей! Вера во Христа снимает с него покров невежества, глупости, узости. И учит познавать законы Божии, действующие в мире.

 

Неизвестный автор.

слово новомучеников 36.«Вновь принимаю свои святительские полномочия». Патриарх Тихон против обновленцев.

 

Святитель Тихон провел в заключении 13 месяцев. Одновременно с его арестом в мае 1922 г. легализованная большевиками группа духовенства объявила себя «высшим церковным управлением». С возвращением Патриарха к открытому служению, обновленцы стали терять свои позиции с катастрофической для них быстротой.

Буквально за несколько дней Церковь и ее жизнь в Москве была восстановлена организационно. Такого власти не ожидали, и срочно принялись за разработку мер по сохранению обновленчества. На этом фоне 15 июля 1923 года патриарх Тихон выступил с воззванием, читаемым в настоящем выпуске – «Вторым по освобождении из заключения».

Учиться доброму всегда хорошо!

Дорогие, всем бодрости духа и здравия! Кто хочет получить более глубокие знания в нашей Вере, но не имеет возможности получать полноценное высшее духовное образование, может пройти курсы в Московской Духовной Академии! С Богом!

Об образовательных программах

Слово новомучеников 35. «Ради этой Тайны готов я отдать и свою молодость, и свободу, и жизнь". Сщмч. А. Жураковский.

 

В условиях гонений многие церковные общины разлучались со своими пастырями. Так случилось и с приходом при храме равноап. Марии Магдалины в Киеве, состоявшем из интеллигенции, профессуры и студенчества. 16 мая 1923 года настоятель храма, священник Анатолий Жураковский, был приговорён к ссылке в Марий Эл.

Однако перемещение пастыря не смогло разорвать связей между ним и паствой. Обращаясь к своей киевской общине в посланиях, он призывает прихожан: "Стройте же, любимые мои, храм, что начали мы созидать вместе. И я здесь, ваш невидимый сомолитвенник и споспешник, вместе с вами буду строить, как умею, своей молитвой и любовью".

В Киеве отца Анатолия дождались в ноябре 1924 года. Свой мученический венец он принял только спустя 13 лет. 3 декабря 1937 года отец Анатолий был расстрелян в Карелии, в урочище Сандармох.

Слово новомучеников 34. «Я Советской власти не враг». Заявление патр. Тихона.

 

Больше года глава Русской Церкви находился под арестом, включавшем в себя применение самых разнообразных методов подавления воли, которыми располагало ГПУ. После публикации послания из заключения в июне 1923 года, известного под названием «Я Советской власти не враг» патриарх был освобождён, хотя и продолжил находиться под следствием.

В этом выпуске мы разбираемся, стал ли патриарх «другом» Советской власти, означало ли это легализацию церковного управления и можно ли говорить о подчинении Церкви господствующему политическому курсу.

Слово новомучеников 33. «Отныне патриарх Тихон — мирянин Василий Белавин»

За семь лет борьбы с Церковью Советская власть достигла некоторых тактических результатов: наиболее активные епископы и священники были заключены в тюрьмы или расстреляны, при поддержке ОГПУ вербовал сторонников обновленческий раскол.

Однако все эти достижения не имели значения в глазах верующих, пока во главе Церкви стоял истинный пастырь - Святейший патриарх Тихон, который недвусмысленно осуждал эти деяния. Устранение патриарха - сначала административное, а затем физическое, - стало, таким образом, основной задачей антирелигиозной политики государства.

Слово новомучеников 32.«Христос и в тюрьме есть!» Еп. Серафим (Звездинский)

Всего три года архиерейства, и только в одном городе. Как древние епископы-мученики владыка Серафим (Звездинский) стал церковным женихом Дмитровской кафедры. Его любовь и забота о церкви этого города не прекратилась и в тюремном заключении, из которого епископ посылал ей тёплые послания и «арестантский Хлеб».

Слово новомучеников 31.Письма к матери из Таганской тюрьмы. Еп. Афанасий (Сахаров)

Епископ Афанасий (Сахаров) — один из немногих архиереев Русской Церкви, переживших Большой Террор и умерших своей смертью. Из 42 лет своего архиерейского служения только десять он был допущен до трудов в епархии, а остальные провёл в ссылках и тюрьмах.

Заключения, которые составили большую часть его жизни, владыка Афанасий не пытался просто переждать или перетерпеть. Именно в тюрьме, с его точки зрения, и совершалась настоящая церковная жизнь. В письме матери из Таганской тюрьмы ( Письмо епископа Афанасия (... @Telegraph ) он пишет: «Здесь лучше, чем на свободе, это я, не преувеличивая, говорю.

Здесь истинная Православная Церковь». В сослужении находящегося в заключении духовенства владыка совершал уставные службы, писал богословские тексты, ободрял свою паству, выражал своё мнение по поводу ситуации в Церкви.

Слово новомучеников 30.«Вносить раскол в организованные ряды враждебной нам церкви».

Программа Троцкого по разрушению Церкви изнутри предполагала организацию сети центров «прогрессивного духовенства». Ячейки «Живой Церкви» создавались по всему Союзу с целью "захвата политического и идейного руководства" православными приходами.

Для этого обновленцы должны были помочь своими показаниями физически уничтожить или изолировать «тихоновцев». Скомпрометировав себя доносительством и утратив доверие паствы, они, по мысли ГПУ, оказывались следующими в очереди на уничтожение.

Цели и методы работы, способы вербовки сторонников и показатели лояльности изложены в секретном документе ГПУ по Украинской ССР, попавшем в распоряжение историков.

Слово новомучеников 29.Письма жене из тюрьмы. О. Михаил Чельцов

Протоиерей Михаил Чельцов был одним из тех, кто получил смертный приговор в рамках Петроградского процесса. В камере смертников Отец Михаил сорок дней ожидал приведение приговора в исполнение после чего узнал, что его наказание заменено на тюремный срок.

Свои переживания, надежды, обращения к Богу и близким, бытовые детали жизни в камере, и встречавшихся ему людей будущий священномученик описал в письмах жене на пути следования к месту заключения (https://telegra.ph/Pisma-o-Mihaila-CH....

Впоследствии они легли в основу книги "Воспоминания смертника о пережитом" (https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Che.... В 1931 году отец Михаил пережил второй арест и пребывание в тюрьме на Шпалерной, закончившееся его растрелом.