Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Ладан восьмидесятых

Две недели назад кто-то в нашем храме положил коробочку ладана на подоконник рядом с алтарем. Спаси, Господи, за такое пожертвование! Это ладан, на котором служили в 80-е годы. Скоро он кончится. Пока же мы изредка на службе кладем его в кадило, и храм наполняется знакомым ароматом. Один священник записал про такой ладан в своем жж:

кадило

Он был светло-коричневым, твердым. Его привозили в храм с епархиального склада в форме брикетов, цельными кусками.

Пономарь дядя Миша (Царство ему Небесное!) доставал специальные щипцы для колки сахара, аккуратно раскалывал ими брикет на более мелкие, а затем также аккуратно колол мелкие брикетики на кусочки ладана, подходящие для кадила.

В кадило всегда клали угольки из обгорелых кочанов кукурузы. Разогретые на печке, они светились красным, загадочно мерцая квадратиками, из которых некогда вынули кукурузные зерна. Если угольки разгорались плохо, дядя Миша применял старые пономарские хитрости. Плескал немного одеколона, и тогда уголь горел сначала прозрачным бело-синим пламенем, а затем все-таки раскалялся. Или можно было продуть уголь ручным мехом - изобретением, появившимся в нашем алтаре.

Иногда щипцы для колки сахара доверялись мне, и тогда я чувстовал себя причастным к таинству пономарского служения, наполняя мисочку для ладана ровными кусочками и отчаянно стараясь, чтобы щипцы как можно реже кусали руку. Когда ладан ложился на горящий уголь и кадило подносилось батюшке... Боже, что это был за аромат! Такого сейчас уже нет.

Даже самый дорогой современный ладан не сравнится с тем, из восьмидесятых. Храм благоухал всю неделю до следующей службы. Недавно одна моя прихожанка принесла мне немного нерасколотых кусочков из своих старых запасов ("Тот самый, батюшка!"), и я недельку провел как будто попав в детство... Потом наступили девяностые, и ладан изменился. Он стал выпускаться в форме гранул, стали другими аромат и стойкость.