Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Почаев - 2010

Почаевская лавра

В 2010 году на день ангела нашего настоятеля о. Иоанна ему преподнесли икону Почаевской Божией Матери. «Ну, что ж, едем в Почаев», - прокомментировал батюшка.

Прошло два месяца. Отслужили мы в храме молебен Царице Небесной и 12 марта 2010 года отправились в путь - на западную Украину, в земли Волынские. Встретились на Киевском вокзале у часовни, поставили свечи. Наш поезд «Москва-Черновцы» отправился в 11.34.

Что делают первым делом паломники в вагоне? Правильно, достают провизию, ставят на стол иконки. Запасы еды серьёзные. Надолго хватит. Весело и оживленно трапезничаем. Потом кто-то начинает читать молитвы, кто-то показывает прихваченные из дома иконки. Позднее за нами приходят из соседнего вагона: «Собирайтесь на исповедь». Исповедь? В вагоне? С любопытством смотрю на нашего настоятеля. О. Иоанн, как всегда перед исповедью, серьёзен и собран. Кажется, его нимало не смущает обстановка. Мы кучкой собираемся вокруг него, заслоняя проход. Официантка с тележкой останавливается в недоумении, не зная, что делать. Следуют обычные молитвы перед исповедью, батюшка присаживается. Начинается исповедь.

В небольшой городок Радивилов прибываем утром. Нас высаживают на путях. Спешно сходим с высоких ступеней – поезд стоит две минуты. О. Иоанн помогает спускаться бабушкам.

Группу  встречает наша экскурсовод Ирина Ивановна. Сидя в комфортабельном автобусе, мы слушаем её проникновенный рассказ о Почаевской лавре. Как всегда перед любой поездкой, я собрала информацию о святынях и святых обители. Многое из рассказа Ирины Ивановны кажется знакомым.

Расположена лавра на высокой каменистой горе, возвышающейся над окрестностью на 75 метров. Как гласит народное предание, в 1240 году нескольким монахам и пастуху по имени Иоанн в огненном столпе явилась Пресвятая Дева. На этом месте остался отпечаток Её правой стопы. В этой «стопочке», как любовно называет её верующий люд, постоянно набирается вода, подавая многочисленные исцеления страждущим.

Успенский собор

В Успенском соборе лавры над царскими вратами хранится чудотворная икона Богородицы Почаевская. На Русь икону Богоматери привёз из Константинополя греческий митрополит Неофит. Он подарил её благочестивой помещице Анне Гойской за оказанное гостеприимство.  Настоящее чудо произошло в 1597 году: от иконы исцелился слепорождённый брат Анны – Филипп. С той поры от иконы стали совершаться многочисленные чудеса. Анна Гойская решила отдать икону монахам, жившим на Почаевской горе.

Первым устроителем Почаевского общежительного монастыря считается преподобный Иов. Ещё десятилетним мальчиком Иоанн Железо ушёл он из семьи, решив посвятить свою жизнь Богу. В 12 лет он был пострижен с именем Иов. В те далёкие времени люди рано взрослели. Прожил преподобный 100 лет. Господь прославил его чудотворениями.

Ирина Ивановна с болью рассказывала нам о временах гонений, когда коммунистические власти планировали превратить лавру в музей атеизма. За монахами и паломниками был установлен строгий контроль, следовали репрессии, высылки, тюрьмы. Монахов разогнали, оставались только пенсионеры, их поливали из брандспойта холодной водой на 20-градусном морозе, но они не покидали лавру. Одного монаха 19 раз арестовывали за «нарушение паспортного режима», 19 раз отправляли его на Колыму. Он отсиживал свой срок, возвращался в монастырь и… снова следовал арест.

В те годы в Почаевской лавре воссиял новый светильник веры и благочестия – преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Старец был известен, как костоправ, он исцелил тысячи людей. Он часто по ночам оставался в храме, где до утра служил акафисты. Своей смелостью отстоял Троицкий собор, за что его поместили в психиатрическую больницу. Помогла его освобождению дочь Сталина Светлана Аллилуева. Она настаивала на его эмиграции, но старец отказался покинуть родину. При жизни он был известен своей прозорливостью, после преставления на его могилке стали происходить чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

В годы правления Хрущева храм Серафима Саровского превратили в морг, церковь Святого Духа - в зернохранилище, храм Всех Святых - в кинотеатр. В 1959 году дошла очередь и до лаврского скита: 10 апреля в него ворвались милиционеры во главе с первым секретарем Почаевского райкома Ичанским, который собственноручно срывал иконы и разбивал их о землю. Когда братия попыталась возмутиться, райкомовец громко сказал: «Если Бог есть, то пусть отберет у меня самое дорогое». Как только Ичанский вернулся домой, ему передали телеграмму: утром в руках у его дочери Людмилы, работавшей во львовской химлаборатории, взорвалась колба с серной кислотой. Девушка промучилась в больнице до вечера, пока отец не покинул разоренный скит. После похорон дочери Ичанский пережил еще два страшных удара: старший сын застрелился, а супруга попала в психбольницу…

Не очень долгим был наш путь до Почаевской лавры. По прибытии, мы разместились в большой чистой гостинице. Я оставила вещи и вышла. Падал лёгкий снег. Слева от гостиницы находится Троицкий собор, напротив – очень высокая колокольня. За ней открывается прекрасный вид на огромный Успенский собор, который, кажется, парит над лаврой. Спустя некоторое время вышли из гостиницы наши паломники, и мы поспешили в Успенский собор на Акафист Пресвятой Богородице. Успенский собор слышал немало похвал и разных эпитетов. Уподобляли его вознесенному кораблю, называли грандиозным и парящим.

ковчег над Стопочкой Божией Матери

Справа от входа, над тем местом, где осталась отпечатанной на камне Стопа Пресвятой Богородицы, воздвигнут высокий позолоченный ковчег. Сейчас камень со стопочкой находится ниже уровня пола, за стеклом. Рядом с ковчегом стоит дежурный, как здесь говорят, «стопочный монах», который наливает всем желающим целебной воды.

В середине  собора установлено большое Распятие, как и подобает в великий пост. Сияет золотом иконостас, над царскими вратами – чудотворный образ Почаевской Божией Матери в звездообразном киоте. Взгляд надолго останавливается на нём.

Выходит наместник монастыря архимандрит Владимир, за ним братия. Монахи двумя рядами лицом друг к другу выстраиваются возле Распятия. В правом ряду вижу  лицо нашего настоятеля, на сердце теплеет, храм сразу становится домашним, родным. Начинается чтение Акафиста. Люди усердно, с умилением молятся. После Акафиста икона обычно опускается на лентах для того, чтобы верующие могли приложиться к ней. Нас же просят пройти в трапезную. Трапезная огромная. Принимают радушно, кормят вкусно.

После трапезы нас встречает семинарист Ярослав, проводит по Лавре и её храмам. Мы посещаем Троицкий собор, построенный по проекту архитектора Щусева и снова оказываемся в Успенском. Росписи на стенах Успенского собора передают  богатую и трудную историю Почаевской лавры. Одна из них изображает стоящего на коленях пред иконой Богородицы монаха. На следующем изображении – ангел, переносящий по небу человека с оковами на руках. В 1674 году один Почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. Его оковы можно видеть прикреплёнными к стене.

На Успение 1710 года муж и жена из Жолквы принесли своего больного ребёнка в Почаев, уповая получить для него исцеление. Но здесь ребёнок умер. Родители отнесли его в храм и слёзно стали молиться перед святой иконой. Неожиданно ребёнок как-будто проснулся и встал.

С правой стороны от иконостаса находится ещё один образ Пресвятой Богородицы. К нему постоянно по ступенечкам поднимаются верующие. Обращают на себя внимания костыли, стоящие по обеим сторонам от иконы. Их оставили получившие исцеление люди. Удивили нас два случая. От иконы излечилась женщина, страдавшая с детства церебральным параличом. А второй случай необычный. Один местный бомж по имени Михаил приходил в монастырь, где получал пропитание. У него были искалечены ноги, и он мог ходить только на костылях. Зайдя как-то в храм, он был увлечён многочисленной толпой к иконе. Приложившись к ней, ничего не прося, он с удивлением обнаружил, что ноги его здоровы. Обрадованный, он оставил свои костыли в храме. Но чудесное происшествие не вразумило его, он продолжал прежний образ жизни. Спустя некоторое время в драке ему изуродовали ноги.

Очередь в пещерку прп.Иова

 

Затем мы спускаемся в Пещерный храм, на стенах и потолках которого изображены Страсти Христовы. С левой стороны – терпеливая очередь. Люди стоят, чтобы приложиться к мощам прп. Иова и прп. Амфилохия. Рядом с серебряной ракой преподобного Иова находится узкий лаз - спуск в пещерку, где он по нескольку дней молился. Простояв длительное время в очереди, мы тоже смогли поклониться мощам угодников Божиих, а также спускались в пещерку. Ощущения не передать словами. Вытянув руки, движешься в этом узком каменном отверстии вперед и вниз, в какой-то момент разворачиваешься, и вот уже тебя подхватывает дежурящий там человек. Он показывает икону, перед которой в углублении молился на коленях преподобный Иов. В пещерке неровный пол, стоять прямо практически невозможно. Помещаются там лишь несколько человек. Очень душно, воздуха не хватает. Приложившись к иконе, я устремляюсь наверх, к свету. Просто диву даёшься, что подвижники, стремясь к уединению и молитве, проводили в таких пещерах множество часов, дней, недель.

Говорят, что прп. Иов не всех допускает в свою пещерку. Порой шестипудовая паломница легко пролезает, а иногда четырехлетний ребёнок не проходит. Будто стены отверстия сужаются и, не смотря ни на какие усилия, проникнуть внутрь не удаётся. Вылезают тоже все по-разному. Одна наша бабушка надолго застряла  в отверстии. Голова и плечи вылезли, а дальше – никак. Её инструктировали, она молилась, послушно делала всё, что надо, и с большим трудом наконец вылезла. Все облегчённо вздохнули. Меня же оттуда, будто пробку вытолкнуло – обе коленки разбила. Но опасение застрять было.

На следующий день почти все причащались. Шёл сильный снег. Лавра с её белыми храмами и золотыми куполами казалась похожей на сказочное царство. После литургии мы поехали на автобусе на братское кладбище, к могилке прп. Амфилохия Почаевского. Одинаковые белые мраморные кресты на серых постаментах, небольшой храм. Здесь покоятся монахи лавры – люди, отрешившиеся от мира, отказавшиеся от всех его удовольствий ради любви к Господу. Направо – узкая дорожка и указатель, на котором написано: «Преподобный Амфилохий Почаевский». Группа собирается возле могилки, о. Иоанн читает молитву, а затем открывает небольшое стеклянное окошко в кресте, достаёт лампадку и всех помазывает маслом. Покидаем кладбище и едем в монастырский Свято-Духовский скит.

Наш экскурсовод Ирина Ивановна рассказывает, что местность, где была основана обитель, представляла собой густой, непроходимый лес. Поэтому сюда приезжали охотники. Однажды произошло необыкновенное явление. Собравшиеся охотники ночью развели костёр, и вокруг него собралось около 30 человек. Вдруг раздались раскаты грома, направляющиеся постепенно к горе, на которой они находились. А потом над огнём появился олень. В него выпустили 15 стрел, но не убили. Охотники пошли по направлению к нему, но животное исчезло, оставив после себя след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой – скрывался на облаках. Поражённые таким видением люди долго обсуждали это происшествие, ночь провели без сна, а на другой день разъехались по домам. С того дня это место стали называть Скит-гора, так как охотники часто «скитались» там, проводя время в охоте.

Дорога из скита

Над Скит-горой неоднократно являлся образ Божией Матери, стоящей в пламени. Позднее здесь был заложен скит со строгим афонским уставом. Обитель процветала. Братия усердно трудились и молились. На обитель пережила много трудных времён. В 1958 году над Троицким собором лавры явилась Божия Матерь в чёрном одеянии с омофором в руках. Вскоре начинается атеистический разгул. В августе 1959 года скит закрывают, храмы оскверняют. В алтаре, на месте святого престола устраивают биллиард. Но, как вспоминают очевидцы, по ночам из храмов слышалось ангельское пение.

Скит вернулся к жизни в 1990 году, вернулись в обитель многие святыни. Сейчас там находятся частицы мощей более 120 угодников Божиих, мироточивая глава неизвестного подвижника, крест прп. Никиты-столпника.

Закончился рассказ нашего экскурсовода, мы приехали. Вокруг – белые снежные поля.

В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей.

Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к цельбоносной стопе с верой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, ожидая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой цельбоносной стопой:

"Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря