- Подробности
-
Опубликовано 21.01.2012 00:15
Чтобы стать монахом, будущий святитель Филипп ушёл из Москвы в Соловецкую обитель. Путь неблизкий - 1200 километров. Святитель добирался до Соловков год, в несколько раз дольше обычного. Почему? Комментаторы жития поясняют: он хотел привыкнуть к новому образу жизни, он - боярский сын, ноги его ступали по дворцовым палатам, надо было приучиться к несению тяжёлой крестьянской ноши. Бесспорно, это так, но думается, это не единственная и не главная причина.
Для того чтобы подойти к монашеству, святитель Филипп предпринял долгую, в год подготовку. Человек его происхождения, если он знал о своём призвании свыше, мог добиться того, к чему склонялся его путь, и быстрее, и без ухода на Соловки. Но святитель Филипп знал: прежде чем ему приступить к чему-то очень важному (монашескому отречению от мира), нужно хорошо подготовиться.
Признаем, что в нашей жизни подготовка к духовному событию занимает неподобающе скромное место. Мы зачастую заходим в храм, даже не задавшись вопросом о том, что нам к этому надо быть готовыми. Мы, не задумываясь, быстро передвигаемся от притвора к алтарю, от исповеди к причастию, в то время как наши отцы, такие, как владыка Филипп, приближались к святыне иначе. Они считали нужным потратить время и силы на подступах к святыне. Мы на этом экономим, до нас не доходит, что всё дело может быть решительным образом испорчено, если достаточной подготовки не будет. Поэтому, когда человек выходит из храма разочарованным, то суть не в том, что в храме не происходит чего-то главного, а в том, что человек не дал себе задания - духовно готовиться к приходу в храм.
Вернемся к житию Святителя. Игумен Филипп, возглавляя Соловецкий монастырь, неожиданно отселился от обители на пару верст в пустынножительство. Комментаторы объясняют: ради безмолвия. Конечно. Но какова была причина искать особого безмолвия? Это непраздный вопрос, потому что подвижники не планируют, сидя в келье: какой бы ещё подвиг совершить, дабы Бог похвалил и наградил? Мы знаем отдельные черты из жизни святителя Филиппа в пустыни. Знаем, что он клал камень под голову вместо подушки - пустынь была местом сурового подвига и стала местом, где Господь Иисус явился Святителю.
Думается, ответить на вопрос о безмолвии нам позволят черты жития Филиппа в пустыни и… жизнеописание преподобного Силуана Афонского. В самом начале ревностной монашеской жизни преподобного Силуана ему является Господь Иисус. Через некоторое время Силуан замечает, что не смог сохранить великую благодать Богоявления. И тогда монах уходит в жесточайший подвиг по переустройству своей духовной жизни. Отец Силуан совершает подвиг и тоскует без Бога. И его подвиг неожиданно завершается тем, что Господь вновь посещает Преподобного и даёт ему заповедь, помогающую хранить благодать. После этого Силуан по-другому взглянул на жития подвижников. Он понял: преподобный Серафим стоял на камне тысячу дней, потому что пережил посещение великой благодати и не сумел её сохранить. И его стояние было временем поиска, безжалостного к себе: как можно приблизиться к Богу, как можно подготовить себя к тому, чтобы Господь меня, если Ему угодно и как Ему угодно, посетил.
И может быть, уход святителя Филиппа в пустынь такого же рода. Святитель Филипп, видимо, сподобился в Соловецком монастыре великой благодати Божией. Но как было её сохранить? И вот он уходит переустраивать свою душу и тело для того, чтобы они могли стать настоящим сосудом для благодати. Отсюда его продолжительный подвиг в пустыни. Подвиг заканчивается получением великой благодати - Господь является ему.
О чём всё это говорит нам? Мы не имели таких посещений, как у святителя Филиппа, преподобных Серафима и Силуана. Но и для нас очень важно не просто получить благодать, но уметь её хранить. Мы приобщаемся благодати в святых Христовых Тайнах, и приобщение, если человек к нему готовится, многое меняет в нём. Но состояние просветлённой радости после приобщения трудно сохранить. И надо трудиться в покаянии и борьбе со страстями для того, чтобы, получив благодать, с ней сживаться, а не сразу её терять. Нужно, выходя из храма, заботиться о том, чтобы нас не захлёстывала суетливая жизнь с её развлечением, осуждением, сплетнями и всем тем, что окрадывает нас тут же.
Святитель Филипп двумя моментами своего жития - как он год добирался до Соловков и как он два года в пустыни подвижничал - показывает нам, что надо готовиться к принятию благодати и после принятия хранить её. Если мы научимся у Святителя этим двум вещам, тогда наша духовная жизнь станет восхождением, а не обидным топтанием на месте.