Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Коллекция «отлитых» историй

колоколВ старые времена в Москве существовал обычай пустить нелепый слух, когда начинали на колокольном заводе лить колокол. И, чем нелепее и громче слух, тем звонче будет колокол, - так искренне думали колоколо-литейные заводчики, а за ними и вся Москва того времени. Появлялся слух тайно, потом из лавочек и трактиров шел по домам и площадям, потом в деревни и провинции на почтовых и с оказиями, и когда разрастался, вдруг объявлялось:

- На таком-то заводе колокол слили! У-у, звонкий!..

Это была реклама того времени.

Если же колокол на заводе выходил не звонкий, то слух так и не открывался, а переходил в легенду.

Остроумные изобретатели таких слухов получали хороший гонорар за свои «сочинения».

Во второй половине XIX века, из-за хождения газетных новостей, обычай уничтожился, но когда здорово соврут, все-таки говорили: «Колокол льют!»

...

На эти рассказы полиция не раз обращала внимание и брала с заводчико подписки не распускать никаких темных слухов.

Однако этот освященный традицией обычай продолжал крепко держаться. А.П.Милюков в своих воспоминаниях рассказывает о легенде, распущенной при литье колокола.

«Однажды на Покровке венчали свадьбу, и когда священник повел жениха и невесту вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у них с голов, вылетели из окон церковного купола и опустиись под наружные кресты, утвержденные на главах церкви и колокольни.

Слух этот настолько был силен в Москве, что к церкви (слух относит это к храму Св.Троицы на Грязех) съезжались экипажи в таком количестве, что проходу не было — нежные сердца к этому добавляли, что жених и невести были родные брат и сестра, и что они об этом не знали, и, что только чудо не допустило до греховного брака».

Оловянишников Н. И. История колоколов и колоколитейное искусство. М., 2003. С. 380-391.