- Подробности
-
Опубликовано 07.06.2017 07:58
За трапезой в престольный праздник наши прихожане увидели икону святого Иоанна Кормянского. Узнали, как она попала к нам и о том, что у нас в храме есть частица его мощей. Теперь недолго ждать, когда икона с мощами займет свое законное место. Только вот святой этот пока малоизвестный, поэтому нас попросили рассказать о нем. Выполняем.
Иоанн Гашкевич родился в семье священника в 1837 г. Назван в честь апостола любви Иоанна Богослова. С детства Иоанн помогал отцу по храму. Часто с отцом он спускался в уединенное место под землю, где предавался усердной молитве. В служении отца он видел и свое призвание. По окончании приходской школы он поступил в духовное училище, затем – в семинарию. Учеба в семинарии укрепила его веру в Промысел Божий, в призвание.
В 1859 году его направили учителем в Огородненскую приходскую школу. Здесь он познакомился с дочерью покойного иерея Филиппа Марией. В 1862 г. они венчались, Иван подал прошение на хиротонию. 24 февраля того же года Иван Гашкевич поставлен во пресвитеры церкви Рождества Богородицы в Рогачевский уезд. В 1876 г. отец Иоанн получил первую награду – набедренник. Когда в деревне Огородня освободилось место священника, батюшку направили туда. На новом приходе отец Иоанн благоустроил храм и церковные постройки, но собственного дома никогда не имел, жил в ветхом церковном домике, крытом соломой. Когда отцу Иоанну исполнилось 70 лет и прошло 45 лет священнослужения, его возвели в сан протоиерея.
Батюшка был многодетным отцом. Из семерых его детей трое стали священниками. По рождении младшего сына отец Иоанн исполнил свою заветную с детства паломническую мечту – побывал в Киево-Печерской Лавре и получил от старцев благословение вести монашески-аскетический образ жизни. Батюшка до смерти не употреблял мясной пищи. В среду и пятницу отец Иоанн вкушал после вечернего богослужения просфору и немного воды. Ночами отец Иоанн подолгу стоял на молитве. Прислужник рассказывал: "Приду поздно с гулянья, а в окно вижу, как горит у батюшки свеча и он на коленях молится. Утром не успею встать, а батюшка уже полуночницу совершил и акафист читает». Осенью батюшка уходил молиться на гумно, где ему никто не мешал. Любимым занятием его была Иисусова молитва. Учил ей батюшка своих детей и духовных чад. Отец Иоанн был белым священником-исихастом, как праведный Алексий Мечев. Молитва батюшки совершала чудеса. Когда к нему в храм вели бесноватых, они кричали: «Седого страшно! Подавит нас!».
У некоего Федора была страждущая дочь. По дороге к батюшке она кричала: «Не хочу к этому старому, он меня прогонит!» Во время заклинательных молитв бес бросал ее на землю, не давал покоя. Батюшка смиренно просил об изгнании беса, и Господь услышал молитвы. Родители стали благодарить старца, предлагая ему деньги. Отец Иоанн отказался. «Если я буду за это брать мзду, то будет мне грех. Не мое это, - дар Божий». Но родители не прислушались к словам старца и оставили деньги прислужнику, чтобы после отъезда их передали батюшке. Изгнанный бес старался после благого дела освобождения от одержимости свести результаты изгнания к нулю. Когда отъехали, девица начала кричать: «Дали! Дали!». В доме батюшки произошло смятение. Узнав о деньгах, старец велел догнать посетителей и вернуть деньги.
Отец Иоанн был чужд сребролюбия, что проявлялось в помощи и жертвенной милостыне. Однажды пришла со слезами мать пятерых детей, которая после гибели мужа в Первую мировую войну осталась без средств к существованию. Отец Иоанн дал ей милостыню – свою корову, сказав: «Веди, твоим деткам она нужнее будет, нежели мне». Городским жителям трудно понять, какое дело совершил батюшка. Это не просто разовая крупная выплата, а регулярное обеспечение. В деревне корова – кормилица. Батюшкин поступок можно перевести на городской язык так: свою зарплату с этого дня он стал отдавать многодетной вдове.
Как-то батюшка заметил, что дрова пропадают ночами. Решил он похитителя наставить. Сел под сарай с Иисусовой молитвой. Пришла бедная вдова. Перекрестилась, наложила вязанку. Тогда батюшка остановил ее: «Погоди, Мария, подам тебе, а то тяжело поднять». Мария взмолилась, прося прощения у старца. Он сказал: «Бог благословит, бери дрова, грей печку деткам. Мне Господь послал, пусть и тебе будет, чтобы не замерзли». Так целую зиму, уже днем, ходила вдова по дрова к священнику. Всю жизнь отец Иоанн помогал вдовам и сиротам.
Батюшка имел благодатный дар прозирать судьбу человека. Своему младшему сыну он предсказал: «Ты, сын мой, сатане предашься», Сын окончил семинарию, стал священником, а в двадцатые годы ушел в обновленческий раскол. Позже по милости Божией и молитвам батюшки он покаялся и запечатлел покаяние мученическою смертью в концлагере. Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал к покаянию, ибо, говорил он, грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Это пророчество сбылось вскоре после его кончины. Примечательно, что святой видел в гонении на Церковь не только агрессию безбожников, но и Божий суд за нераскаянную жизнь верующих.
Отец Иоанн отличался усердием и благоговением к Божественной службе. Будучи в почтенном возрасте, немощным он стремился в храм и всегда выстаивал службы. На ошибки чтецов он только качал головой и тихонько исправлял. Заслышав разговор, грозил пальцем. Окрестные жители полюбили молиться за службами батюшки. Восьмидесяти лет отошел отец Иоанн ко Господу. Три дня его тело находилось в храем. Церковь не закрывалась ни днем, ни ночью. Исполненный благодарности пастырю народ наполнял ее.
Своим духовным детям старец был настоящим утешением. Он дорожил ими. Их духовную связь не могла порвать даже смерть батюшки. Он говорил, чтобы духовные дети приходили к нему на могилу со своими радостями и скорбями.