Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Богословские миниатюры. Подвиг

стремление к БогуВоскресение к Вечной жизни есть результат того, что в христианской религии называется "богочеловеческим единством". Творец мира и Его образ и подобие - человек - в обоюдном, но едином действии осуществляют завершение единого плана творения, заключительной целью которого является "обожествление" человека. Это "обожествление" и является залогом бессмертия, залогом воскресения к Вечной жизни.

Кто хочет достигнуть этого, тот пусть возьмет в руки Евангелие и начнет жить так, как учил Христос. Там указан путь к Вечной жизни.

В Евангелии говорится, что человек, чтобы спасти душу от смерти, должен "погубить" ее. Этот трудный силлогизм становится ясным, если мы от теоретических рассуждений перейдем к самой жизни.

Жизнь - это борьба за совершенствование. Лучше сказать - это становление. Человеческий дух, наше "я" крепнет в этой борьбе, в этом становлении. Животное замкнуто в самом себе. Оно может жить лишь инстинктивно: или нападать на добычу, или защищать себя и свое потомство от нападения. У человека иные возможности: связавшись с общим смыслом бытия, создав в себе самом новые потенции, выработав в себе возможность создания нового, бессмертного тела, человечество может составить единый организм, единое тело.

Сила нашего "я" обычно крепнет как раз тогда, когда нам угрожает опасность и даже смерть. Это - одна сторона дела. Сила нашего "я" крепнет тогда, когда оно осуществляет ту программу, которая ему предначертана. Наше "я" приближается к бессмертию, когда все более и более становится подобным Великому, Бессмертному Разуму, когда все яснее и яснее отражается на нем образ Творца.

Наше "я" приближается себя к бессмертию, когда становится все более и более духовным, когда центр тяжести личной жизни как бы перемещается из индивидуальной в общечеловеческую, из материальной сферы в духовную, то есть из разлагающейся в неразлагаемую, космическую.

Наше "я" уготовляет себя бессмертию, когда все более и более вживается в общую жизнь подобных себе людей. Это вживание есть вживание любви, той любви, которая, по замыслу Творца, должна связать всех людей воедино, подобно тому как связаны "союзом любви" все клетки здорового организма.

Жизнь тела тогда прекрасна, когда все клетки объединены с таинственным центром тела, с тем, что мы называем "я", и одновременно друг с другом. Тоже самое и в жизни мистического "тела" человечества.

Один христианский подвижник изобразил сущность христианского единства следующей схемой. Центр связан с окружностью радиусами. Окружность - это природа. Центр - это Бог. Радиусы - люди. Центр сознания человека - человеческое "я" - у каждого находится там, где этот человек живет.

Жизнь человека тогда имеет смысл, когда она стремится к Богу и к братьям - людям. Это приближение достигается большим трудом. В этом труде - становление личности. В этом труде достигается одновременно единство и с Богом, и с людьми. И в этом единстве залог бессмертия. Нельзя стремиться к Богу, удаляясь от людей. Нельзя стремиться к людям, не приближаясь к Богу или, иными словами, отвергая замысел Бога о человеке.

В любви к Богу и к человеку рождается то новое, что дает нам силу выйти за условия нашего существования. Христос возвестил, что нет ничего больше той любви, как если кто положит (отдаст) душу свою, то есть жизнь свою, за друзей своих (Ин. 15, 13). И вот здесь-то раскрывается тот смысл, который был закрыт от нас, когда мы впервые услышали странную на первый взгляд формулу - чтобы спасти свою душу, надо ее погубить.

"Погубить" душу - значит погубить свой эгоизм, преодолеть узкую сферу своего чисто индивидуального бытия. "Погубить" душу - значит выйти за орбиту своего личного бытия и войти в общий план, предначертанный человечеству еще прежде создания мира. И подобно тому как в здоровом организме все клетки живут не для себя, а друг для друга, так, согласно Евангельскому учению, все должны жить друг для друга. И вот в этой-то жизни и совершается то накопление сил, которые создают вокруг нас, нашего "я", новую сферу, новое "тело", которое может жить вечно.

Я не могу обрисовать это мое новое "тело", в которое облечется мое "я" после того, как мое нынешнее тело будет разрушено. Я не могу обрисовать его, хотя знаю, что оно во мне уже как-то складывается и может быть, в основном даже сложилось. Даже наука, как мы уже сказали, стала подходить к изучению таинственных явлений, связанных с этим "телом", и в недоумении останавливается перед фактами, которые еще совсем недавно отрицала.

Я только знаю, что это мое "тело" созидается в течение моей жизни, созидается еще здесь, в нашем пространстве и в нашем времени, созидается для того, чтобы стать способным выйти за пределы наших трех измерений, за пределы нашего земного пространства и нашего земного времени. Но это созидание совершается в трудном подвиге, по образу и подобию того подвига, который совершен был Христом. И только через этот подвиг мое "я" может облечься в то "тело", над которым смерть уже не будет иметь власти. Только через этот подвиг я смогу войти в Вечную жизнь.

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ivanov/ivanov1/contents.htm

ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ТРЕБЫ

Дорогие, братья и сестры!

Здесь можно

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ И ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Подробнее...

Расписание соборований в Великий пост 2024 г.
пн. 1 апреля 13:00
пн. 15 апреля 11:00
вт. 23 апреля 19:00
О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Особые молитвы
День календаря