Храм Живоначальной Троицы на Грязех Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Богословские миниатюры. Воскресение Христово и наше воскресение

ВоскресениеНет! Жить - не значит умирать! Жить - для того, чтобы жить вечно!

В это я верю, но не только верю, а об этом я уже знаю. Ибо был на земле Один Человек, над Которым смерть потеряла свою власть. Этот Человек победил смерть. Этот Человек - Христос. И если Он действительно победил смерть, то, значит, преодолел те законы, по которым шел мировой процесс до Него. Вернее сказать, вызвал к жизни новые законы, потенциально дремавшие в мире; открыл, вызвал к бытию новую закономерность, которая была уже запрограммирована в мире Высшим Разумом. Но Он первый вызвал ее к бытию. Ведь так и мы, обычные люди, вызываем к действию спящие потенции природы. Вспомним сравнение с лежащим на земле предметом, трупом и живым человеком.

Я вполне отдаю себе отчет в том, насколько важен для меня факт Его Воскресения. Ибо если даже Он, Этот Совершеннейший, не восстал из гроба и если законы природы не пощадили Его, а наоборот, победили, то значит нет смысла в жизни и все кругом - чепуха. Если именно эти закономерности, а не Он оказался победителем и если Он не смог воззвать к жизни новых законов бытия, то суетна моя вера в мое воскресение. Но тогда суетно все! Значит, нет полного становления природы, и кривая развития замкнулась в себе, и весь мир и вся история есть только путь к могиле, дорога в ничто.

Но я верю в Его воскресение, и здесь не только вера, но и знание. Ибо Христос действительно воскрес, и все это не в углу происходило. Его видели, осязали... С Ним, Воскресшим, беседовали. Он отвечал повествовавшим о Нем, давал осязать Себя сомневающимся, и все это на виду у людей, знающих Его. И с тех пор живое предание несет людям радостную весть о том, что воскрес Тот, Кто стал сильнее смерти!

Христос воскрес потому, что смерть уже не могла удержать Его. Его дух был настолько могуч и свят, что вокруг Него оживало все.

Он умер по законам нашего человеческого естества, но воскрес в силу новых законов бытия, которые Он пробудил к действию. Он победил смерть не силою, не властью, а смертью.

Здесь - великая загадка для человеческого ума. Нечто подобное, как отблеск этой великой тайны, человеческий ум находит в законах диалектики, в так называемом отрицании отрицания.,

Плоть Христова по законам необходимости умерла. Она не могла вынести тех мучений, которые превосходят человеческие силы. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил! (Мф. 27, 46) - этот вопль с креста был воплем как бы всего смертного человечества. Отче! в руки Твои предаю дух Мой! (Лк. 23, 46) - это слово надежды, которое был бы рад произнести каждый из нас в час смерти, если бы был уверен, что дух его, как святой и праведный, вознесется к Отцу Небесному. Совершилось! - это последнее Слово Распятого Христа... Совершилось, что в душе Богочеловека смерть изжила самое себя. В страшных мучениях физических и моральных Дух Христа остался свободным, безгрешным, непобежденным. Смерть тела была последним и самым страшным моментом жизни Иисуса Христа из Назарета. Это была победа необходимости над жизнью тела. Но в невероятных страданиях Его человеческий дух остался непобежденным, свободным. Сила смерти как бы исчерпала себя в борьбе с этим духом. Ее победа на Голгофе превратилась в ее поражение. Свобода победила необходимость.

Никто из нас не проник в тайну смерти Христовой, и не может ум человеческий сказать что-либо о тех часах, когда тело Христово лежало бездыханным в каменным гробе. Но что-то совершилось в нем, что оно не только не истлело, но стало вновь живым... Оно стало вновь живым, но уже иным по свойствам. Что-то произошло в нем за это время, за эти мгновения, когда дух снова вошел в него и оживил Его.

Что-то подобное мы видим в окружающей нас природе, когда кремень высекает искру из холодного камня. Эта искра потенциально как бы хранилась в камне и нужен был сильный удар, чтобы вызвать к бытию нечто новое, чего не было в камне.

Огонь возникает из той среды, которая до того была холодной, но возникает после действия, которое мы, переходя на язык психологии, могли бы назвать величайшим напряжением. Так молния возникает среди тучи, и разве мы за секунду до того, как она блеснет, нашли бы в этой влажной среде туч хоть что-то похожее на огонь? Разве сама влажность этих тучевых скоплений не есть нечто противоположное огню? Разве взрыв происходит не от своего противоположения - сжигания?

Мир полон таких возможностей, когда одно явление, доведенное до крайности, сразу же порождает свою противоположность.

Мы говорим об этих явлениях не для того, чтобы как-то уравнять их с Воскресением Христовым, а лишь для того, чтобы напомнить о том, что в мире есть множество возможностей, о которых наш ум сам никогда бы не догадался и которым мы дивимся и принимаем их только потому, что не можем их отрицать.

Мы видим, знаем исторически, документально, что Христос воскрес. И видим, что воскрес именно потому, что не погубил своей свободы и благодаря силе любви к человеку вынес все крестные муки и не изменил Самому Себе, не изменил Отцу Небесному. В Его смерти уже потенциально таилась та победа над смертью, над условиями человеческого существования, приводящими к смерти.

Умерев и воскреснув, Христос тем самым создал или открыл новые законы бытия. Он как бы высек искру из камня, и этот огонь загорелся в тех, кто пошел за Ним тем же путем. Он указал путь, на котором Он победил смерть. Этот путь один - путь соучастия с Ним в Его деле, в Его любви к людям, в Его борьбе со злом, в Его страданиях и радостях. Это путь духовного совершенствования, называемый на языке христиан крестным путем. Это - глубокий и трудный психологический процесс в человеческой душе, который называется также стяжанием Духа Святого.

Если кто хочет идти за Мною, - говорил Христос Своим ученикам, - отвергнись себя (своей самости, своего эгоизма), и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16,24).

Путь вслед за Христом на земле - это подвиг свободного служения Богу и людям, путь горячей и деятельной любви. И этот путь ведет туда же, куда привел и Христа, - к воскресению из мертвых.

Мы воскреснем со Христом только в том случае, если вместе с Ним пройдем свой тернистый путь, неся каждый свой крест по образу и подобию Самого Христа. Крест каждого из нас не тождествен великому Кресту Христову. Здесь не тождество, не равенство, а только образ и подобие. Но именно - образ и подобие. Каждый человек стоит перед неумолимой тайной смерти. Вот почему он так остро воспринимает весть о Воскресении Христовом. Если воскрес Христос, то сердца наши наполнятся радостной верой, что вслед за Ним, Победителем смерти, воскреснем и мы.

Если же не воскрес Христос, то есть не воскрес даже Христос, то что же говорить о нас? Если не воскрес Христос, то и мы не воскреснем.

В момент Голгофской смерти Христа разорвалась завеса в Иерусалимском храме, символически закрывавшая для нас доступ к Небесному огню Вечной жизни. Поэтому мы верим, что если Иисус Христос умер и воскрес, то и все, идущие за Ним, умирая, воскреснут в силу тех самых законов духовной жизни, которые они вызовут к действию в самих себе.

Как в состоянии обычном все умирают, так в состоянии, подобном Христову, все оживут. Закон Духа во Христе Иисусе освобождает человека от закона греха и смерти. Дух побеждает законы плоти.

Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8,11).

Жить - это значит жить вечно!

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ivanov/ivanov1/contents.htm

Просьба о помощи

Братья и сестры!

Храм остро нуждается в финансовой помощи. Подробнее...

О Храме
Жизнь прихода
Обратная связь
Огласительные беседы

Огласительные беседы для желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей и восприемников младенцев проводятся в храме каждую 1 и 3 среду месяца в 19:30. Беседы проводит настоятель храма прот. Иоанн Каледа.

Особые молитвы
День календаря